Как, в каком направлении развивались казахстанские города за годы независимости? Какие были ошибки и достижения? Рассмотрим в этой статье основные моменты. Сразу стоит сделать оговорку, речь пойдет не только об исследованиях развития городских агломераций, но и о градостроительной практике тоже. Все-таки это две стороны одной медали. Сейчас урбанистика у всех на слуху и является довольно популярным направлением у акиматов, но не всегда это было так. Также нужно признать, что у многих акиматов понятия урбанистика понимается совершенно неверно и применяется неправильно, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.
На заре независимости даже крупные города Казахстана находились далеко не в лучшем состояни
Сказались всевозможные перипетии переходного периода от развала СССР к самостоятельному государству. Можно сказать, что в первые несколько лет, вплоть до 2000-х годов градостроительством никто практически не занимался.
Нового строительства почти не было, старая инфраструктура постепенно ветшала и приходила в негодность. И уж точно мало кто задумывался, как должны выглядеть города через много лет.
То было время безудержного и бесконтрольного, а часто и незаконного личного обогащения на всех уровнях. Только с налаживанием относительно постоянных потоков бюджетных поступлений прежде всего от нефтяных ресурсов стало возможным обратить внимание и на среду проживания людей.
Главный импульс сферы градостроения был придан переносом столицы с юга на север
Очевидно в те времена мало кто видел особые перспективы в развитии южной столицы ввиду тупиковой ситуации с расширением города. Зато на планах развития Астаны было обкатано множество вариантов с применением методов современной урбанистики.
Но что странно, после утверждения генерального плана развития новой столицы, вместо неукоснительного соблюдения его установок, начали появляться различные отклонения и странные корректировки. Они мало чем улучшали город, но часто наоборот создавали проблемы и ухудшали состояние столицы. Это и узкие новые дороги, и здания, возникшие в неожиданных местах, закрывая целые улицы и создавая кучи проблем в округе, и несбалансированные центры тяжести по всему городу и многое другое.
На примере столицы, особенно Левого берега, где создавался новый город практически с нуля, можно было сделать совершенно новый центр страны с самыми эффективными и совершенными решениями и технологиями. Увы, это не произошло.
Сейчас Левый берег является средоточием множества проблем – инфраструктура, прежде всего транспортировка, нехватка объектов социальной сферы, отсутствие достойной работы.
Такая ситуация возникла не вдруг и не сразу, ее прекрасно наблюдали все, но почему-то постоянно меняющиеся акимы мало что делали для улучшения. Чаще всего активность акиматов касается только внешнего лоска – парки, какие-то малые архитектурные формы, игровые площадки и прочее не самое важное.
Наоборот делалось многое, что ухудшало ситуацию в городе
Самое ужасное, что некоторые проблемы уже сложно решить. Например, узкие дороги уже не расширить, дома и здания, мешающие транспортировке, уже не снести.
При всем при этом властями зачем-то продолжается работа по привлечению новых жителей в столицу, которая уже не справляется с нынешним уровнем населения. С любой точки зрения, и уж тем более здравого смысла, нет никакой логики в увеличении количества жителей, если уже сейчас город задыхается в пробках и других проблемах.
В другом главном городе страны — Алматы — ситуация тоже далека от совершенства
Понятно, что жилой фонд требует обновления, но зачем это делать с многократным увеличением площади застройки, постоянным уплотнением жилых кварталов?
Ведь дороги и прочие коммуникации остаются прежними, неужели непонятно, какие создаются проблемы?
Сейчас в Алматы пытаются решать проблемы экстенсивным путем, расширяя город спальными районами в северном направлении, но все эти люди будут работать в городе.
Такие подходы только усилят и без того сложные текущие городские проблемы. В Алматы скорее всего пригоден интенсивный путь развития через максимальное использование имеющейся инфраструктуры.
Что касается региональных центров Казахстана, то их развитием озаботились всего последнюю декаду
Ранее они развивались можно сказать сами по себе без особых изысков и планов.
Кое-какое развитие касается всего нескольких городов, которые и так на слуху – Шымкент, Туркестан, Актау, где решения о развитии были приняты просто силовыми решениями, но никак не рыночными механизмами, что должно происходить в условиях правильной экономики.
В других регионах увы нет таких предпосылок и таких темпов.
Получается, что у нас развитие какого-либо региона возможно только после вливания огромных бюджетных средств. Иными словами, превалирующей осталась административно-командная система управления, которая уже давным-давно себя изжила и показала свою неэффективность.
Государство не может и не должно постоянно вмешиваться во все сферы деятельности, тем более что государственные управленцы часто показывают весьма неэффективную работу. Думается, что нужно сосредоточиться на сбалансированном развитии всех региональных центров страны, а не некоторых.
Вполне уверенно можно утверждать, что сфера строительства – главная в градостроении, у нас является рассадником коррупции
Если вдруг где-то возникает здание, которого не было в плане или с серьезными отклонениями от проекта — это коррупция.
Если кто-то строит жилье, не имея права на сбор денег дольщиков и потом бросает строительство, создавая очередной очаг социальной напряженности – это коррупция.
Если какой-то подрядчик постоянно плохо строит дороги, которые разваливаются на следующий год, и никто ему ничего не делает — это коррупция.
И прочее, прочее, примеров много. Но почему-то у нас такое происходит везде и перманентно.
Чаще всего такие безобразия творятся с попустительства акиматов, что явно указывает на заинтересованности в таком бардаке.
Некоторые доморощенные урбанисты, как они себя именуют, ничтоже сумняшеся копируют достижения мировой урбанистики в наши условия. Вот мол в Европе автобусные линии и велосипедные дорожки – у нас тоже такое нужно.
Да только забывают эти горе-специалисты, что в Европе на такие меры идут вынужденно или потому что им позволяют климатические условия и особенности местности.
Европейские города — довольно древние с плотной исторической застройкой и часто испытывающие проблемы со свободными площадями и местами для строительства, поэтому и вынуждены пересаживать людей на общественный транспорт. Или во многих странах расстояния в городах не очень большие и климат позволяет ездить на велосипедах почти круглый год, поэтому у них это пользуется спросом.
Но у нас то другая ситуация. Например, в столице мы сталкиваемся не с нехваткой места и площадей, а с искусственно созданными глупыми условиями внутри города. И такое возникло опять-таки благодаря коррупции.
На этапе планирования строительства приближенные особы раскупили за бесценок все центральные земельные участки. Потом их же продавали втридорога, а государство и частники покупали по таким ценам, что потом прямо влияло на стоимость недвижимости и несоразмерную плотность застройки.
Вот и имеем забитый душный город, хотя в округе земли сколько угодно. Из-за такого теперь понаделали по всем центральным улицам автобусных полос, которые окончательно душат городские транспортные потоки.
Насчет велодорожек тоже не все так радужно. С одной стороны, даешь здоровый образ жизни, но с другой стороны, неблагоприятный климат никто не отменял и вкладывать огромные средства в инфраструктуру, которая не используется две трети года — это как-то совсем не рачительно.
Некоторые теоретики от урбанистики утверждают, что наша страна — это не уникальное место и мол мы должны идти по всем этапам развития других стран. Это касается автобусных линий, вытеснения личного транспорта с дорог и прочее. Позволю не согласится.
Казахстан – еще какое уникальное государство, прежде всего потому что количество населения одного китайского крупного города живет на девятой по площади стране в мире. Земли у нас много и расстояния огромные, поэтому мы должны это не только учитывать, но и активно использовать.
Нам не нужны забитые кварталы с искусственно созданными проблемами, наши города должны быть с просторными дорогами, у домов должно быть много места и воздуха. И большинство должны передвигаться на автомобилях, а ближайшей перспективе на электромобилях.
Таким должен быть путь развития наших городов – светлыми и просторными, а не мелким и удушающим.