Главное время в году для всех магазинов, торговых центров и интернет-маркетплейсов — это пора новогодних скидок. Они растягиваются на внушительный отрезок времени между «черной пятницей» в конце ноября и новогодними выходными в начале января. Как и большинство продающих стратегий, праздничные распродажи пришли к нам из-за рубежа. Для европейских и американских покупателей рождественские акции — целый ритуал. Закупаться после Дня благодарения ездят регулярно и всей семьей, чтобы сэкономить денег. Ритейлеры, по статистике, тоже не остаются в накладе — за месяц сети делают едва ли не четверть своей годовой выручки. Но это за границей… Прижилась ли традиция новогодних распродаж в Казахстане, эксперты финансового бренда Alpari рассказали ИА «NewTimes.kz».
Традиция рождественских распродаж зародилась еще в 19-м веке в США. Магазинам нужно было сбывать товарные остатки, образовавшиеся на складах после Дня благодарения, поэтому цены на продукцию после праздника резко снижали.
Со временем конец ноября и декабрь превратились в одну сплошную распродажу. Позднее к ней добавились и новогодние праздники, во время которых ритейлеры стараются по максимуму реализовать остатки осенне-зимних коллекций.
В плане сроков проведения акций Казахстан в точности копирует США, хотя в нашей стране никогда не отмечали День благодарения. Маркетинговые методики тоже очень схожи. Покупателей начинают «подогревать» приблизительно за две недели до «черной пятницы». В ход идут рассылки, сообщения в СМИ и традиционная наружная реклама. Западные потребители уже прозвали вал праздничных акций и скидок «крадущимся Рождеством». Когда не покупатели охотятся за товарами, а товары за ними.
Секрет небывалого успеха новогодних распродаж кроется глубоко в человеческой психологии, и он универсален, пожалуй, для всех жителей нашего полушария. Зима тяжелое, с эмоциональной точки зрения, время – длинная ночь, снег, холод. Неслучайно именно новогодних праздников, которые приходятся как раз на середину климатической зимы, большинство людей ждут с таким нетерпением. А в праздники, как известно, хочется позволить себе немного больше. И это уже давно поняли все мировые маркетологи. Как показывают маркетинговые исследования, даже самые экономные покупатели готовы увеличить расходы перед новогодними праздниками.
И размер этих расходов во многом зависит от национального колорита. В Центральной Азии праздники принято отмечать с размахом, что хорошо заметно при сравнении средних доходов и новогодних трат жителей, например, Великобритании и Казахстана.
Существенную долю в общем числе акционных покупок составляют, конечно, подарки. Дополнительных затрат требует и новогодний стол. В итоге, по данным экспертов Alpari, за праздники каждый житель Казахстана тратит около 120 тыс тенге.
При этом ритейлеры хорошо знают, что после праздничной ажитации наступает затишье, во время которого покупательская активность снижается в разы.
Существует термин «грустный понедельник», который ввел британский психолог Клиф Арналл. Он с помощью математической формулы высчитал самый депрессивный день в году. И это первый будний после новогодних праздников. Одна из ключевых составляющих формулы Арналла — долговые обязательства, которые взваливают на себя люди, чтобы красиво отметить Новый год, и сожаления о лишних покупках.
Чтобы в январе не было мучительно больно, эксперты Alpari рекомендуют жить по средствам и либо вообще постараться не влезать в долги, либо свести их к минимуму. Конечно, радовать себя и позволять себе маленькие и не очень покупки нужно. Но не стоит в погоне за скидками забывать о своих реальными доходах. Но уж если деньги потрачены, о них точно не стоит сожалеть. Ведь покупки во время распродаж действительно обходятся дешевле, а ваши кровные становятся частью общего кругооборота средств в экономике страны, что и позволяет ритейлерам каждый год снижать цены в своих магазинах.