Ввязываясь в споры о целесообразности строительства АЭС, казахстанцы оказываются под влиянием одного большого мифа. И миф этот целиком и полностью основывается на ложной идее о том, что мир якобы отказывается от атомной энергии. Правда же заключается в том, что «зеленые технологии» не справляются с современными экономическими запросами, уголь обречен на роль «экологического врага», а строительство АЭС, по сути, является главным трендом энергетики. Весь развитый мир пользуется атомной энергетикой и при этом старается ограничить потенциальных конкурентов в этом праве. Опять же, это логично: ни одна мировая держава не делится бесплатно инструментами своей экономической доминации.
Строят все! Франция, США и даже Япония
Начнем с разоблачения главного мифа, что якобы успешные страны отказались от ядерной энергии. Реальность прямо противоположна этому заблуждению. Мировой лидер по числу запланированных строек АЭС — Франция. Уже сегодня 56 французских энергоблоков вырабатывают более 70% всей электроэнергии страны, и никто здесь не задает вопрос, зачем эти станции нужны республике. АЭС нужны для того, чтобы индустрия Франции продолжала строить космические корабли, самолеты, автомобили, медицинскую технику и так далее. По данным Всемирной ядерной ассоциации, Франция даже экспортирует излишки энергии Италии, Великобритании, Швейцарии, Испании, зарабатывая на этом более 3 млрд евро в год.
Между тем самый большой в мире парк АЭС принадлежит США. По данным МАГАТЭ, в эксплуатации находятся 93 реактора, которые производят 20% всей электроэнергии Штатов, обеспечивают работой более полумиллиона человек и приносят бюджету около 40-50 млрд долларов в год. Сегодня средний возраст американских АЭС составляет 40 лет. В начале прошлого года в США был выпущен специальный доклад «Стратегическое видение», который предусматривает возвращение лидерства страны в этой сфере.
Прогрессу ядерной энергетики способствует дилемма Штатов между спасением атмосферы и дальнейшим развитием промышленности страны. Если администрация Трампа игнорировала первый пункт, то Байден понимает, что атомная энергетика способна «убить двух зайцев одним выстрелом». В ноябре прошлого года Президент Байден подписал закон об инфраструктурных инвестициях. Согласно документу, Минэнерго США выделит свыше 62 млрд долларов, в том числе на предотвращение преждевременного закрытия существующих атомных станций и инвестирование в передовые ядерные проекты.
Трудно в связи с этой дискусией пройти мимо Японии, пережившей Фукусиму и имеющей в своем активе 54 действующих атомных реактора. Даже такой сценарий не помешал Токио запустить пять новых станций, и население приняло это решение с пониманием: никаких альтернатив АЭС для такой индустриальной державы попросту не существует. А строить ныне популярные станции ВИЭ и дорого, и затратно с точки зрения использования дефицитных территорий.
По данным МАГАТЭ, более 400 ядерных энергетических реакторов в 30 странах обеспечивают около 11% мирового производства электроэнергии. Судя по всему, для многих стран жизнь с атомной энергетикой становится безальтернативным направлением.
Стабильные цены, надежные локации
Единственная атомная электростанция в Казахстане мощностью 350 МВт находилась в городе Актау. Построенная в период СССР она проработала почти 30 лет. При этом Мангистауский атомный энергокомбинат не только вырабатывал электроэнергию, но и опреснял соленую воду Каспия для населения. На тот момент это была единственная атомная опреснительная установка в мире. Также на комбинате производился оружейный плутоний. Сегодня МАЭК полностью выведена из эксплуатации, а отработанное топливо успешно переработано и находится на долговременном хранении под гарантией МАГАТЭ.
В настоящее время атомная энергия в Казахстане не используется, хотя одной из ведущих отраслей горнодобывающей промышленности страны является добыча урана. Казахстан занимает первое место в мире по добыче урана и второе по его запасам. И было бы серьезной экономической ошибкой отказаться от этой возможности.
При всем при этом уран — крайне эффективное топливо. Например, при расщеплении 1 кг урана-235 (наиболее распространенный изотоп урана) выделяется столько же энергии, как при сжигании 2 млн кг угля. И в отличие от нефти и газа цены на уран достаточно стабильные.
Очевидно, что те проблемы, которые беспокоят Японию и США при строительстве АЭС, Казахстану не угрожают. В отличие от Японии в Казахстане достаточно безопасных в сейсмическом плане локаций для расположения таких станций. В отличие от США строительство большого количества АЭС в Казахстане не требуется. Казахстану жизненно важно развивать промышленность, но крупные предприятия требуют больших мощностей.
Мифы и разоблачения
Часто в диалогах о развитии атомной энергии всплывают вопросы на темы экологии, здоровья и альтернативных источников. Но ответы на них очевидны.
Безопасность? Все современные компании используют технологии с защитой окружающей среды от радионуклидов. К тому же нынешние системы защиты станций от повреждений уже делают эти объекты самыми безопасными в мире. Как любят говорить американские эксперты, легче разрушить Белый дом, чем нанести ущерб АЭС.
ГЭС и ВИЭ лучше? На самом деле, нет. От гидростанций водный мир получает необратимый урон. Что касается ВИЭ, то их не может себе позволить даже Япония, а ТЭЦ превращает мир вокруг в черный дым. Так что очевидных аналогов пока не видно.
Еще один распространенный миф — уровень заболеваемости лейкемией вблизи АЭС выше. На самом деле процент детей, родившихся с лейкемией вблизи АЭС, аналогичен проценту больных детей, появившихся на свет в населенных пунктах, не имеющих поблизости атомной электростанции. Это тяжелая тема, но она мало связана с электроэнергией.
Наконец, некоторые опасения у казахстанцев вызывает потенциальный застройщик АЭС — российская корпорация «Росатом». Но и здесь мы должны признать: Россия так и не научилась делать качественные автомобили, однако с атомной индустрией здесь всегда был порядок. На сегодня в самой России эксплуатируются 10 АЭС с 32 энергоблоками.
Госкорпорация «Росатом» занимает первое место в мире по числу проектов строительства АЭС за рубежом — 36 энергоблоков в 12 странах, включая Финляндию, Турцию, Китай, Индию, Венгрию и нашего соседа — Узбекистан. Это успешные проекты, которые генерируют выгоду всем сторонам. Так человечество решает проблемы энергоснабжения и поддерживает непрерывный технологический процесс.