вторник, 26 ноября 2024 г.
icon
498.51
icon
522.84
icon
4.81
Алматы:
icon
7oC
Астана:
icon
-1oC
×

Эксперт: Указ президента позволит акимам сфокусироваться на проблемах граждан

По словам заместителя директора КИСИ при президенте РК Сабины Садиевой, обновленная повестка встреч позволит акимам сфокусироваться на проблемах граждан, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

О своем мнении заместитель директора КИСИ при президенте РК Сабина Садиева поделилась в Telegram-канале.

«Сегодня, после некоторого кокетства, мы получили новый важный указ президента, который достаточно детально регулирует порядок отчетного выступления акимов перед населением. Не про выборность, но тоже хорошо», — пишет заместитель директора КИСИ при президенте РК.

Как отметила Садиева, технически, в содержании указа-826 есть две важные вещи, хоть и чисто бюрократические. Во-первых, появилась детальная регламентация процедур проведения отчетных встреч. Такие регламенты важны, они задают рамку для контроля как внутри исполнительной власти, так и для гражданского контроля.

«Во-вторых, указ-826 вводит нормы по содержанию встречи, хоть они и странно читаются для уровня президентского указа. Для всех нас не секрет, что отчетные встречи проводились формально «как театр одного актера» приблизительно. И с заготовочками вопросов из зала. Теперь на сессию «Вопрос-Ответ» должно быть выделено не менее 3/4 продолжительности всей встречи. Я изрядно повеселилась, представляя госинспекторов АП, высчитывающих этот показатель поминутно, ну а что делать?

Больше всего мне нравится часть о подготовке ко встрече. Указ-826 обязует перед встречей собрать и анализировать обращения граждан, жалобы, письма, проводить специальный сбор вопросов. No BS и ИБД, в общем. Это и акиму поможет тезисы составить, и нашим каналам обратной связи от граждан дополнительный вес придаст», — отметила Садиева.

Эксперт отметила, что наконец, может станет понятно, что принцип «Слышащего государства» это не документ, не свод идеологический, а именно принцип выстраивания работы.

«То, что президент на уровне своего указа вводит такие, казалось бы, мелкие штуки, это у нас вот концентрация политической воли. И правильно, надоели сложные и неподъемные идеологические конструкции. У всех у нас есть определенная уже «идеологическая усталость», — поделилась эксперт.

Во-вторых, отметила она, указ-826 делает важную системную вещь: проводит снижение ценности статуса руководителя в авторитарных системах управления. На это работает многое: и декларация имущества и доходов, и неугомонный канал Михаила Казачкова с разбором уровня потребления чиновников и их семей, и повышение требований по отчетности.

«В общем, нужно делать все, что мешает быть «агашкой» в классическом аппаратном смысле. Также, например, надо разобраться с правом передачи финансовой подписи руководителями государственных органов и государственных организаций своим заместителям. Стал управленцем - неси ответственность. Должность в государственном секторе приходит с вполне конкретными ограничениями.

Этот указ мне нравится тем, что он очень в духе проходящей десакрализация власти в нашем обществе. Это очень хорошо. Мы уже сделали шаг от первого президента, харизматика, ко второму президенту, позиционному лидеру. Также от всесильных азиатских акимов мы должны перейти к менеджерам. Менеджеризм тут не страшен. Это уже происходит. Во всем мире государства перестают быть главной опорой институтов доверия.

Прежде всего, из-за развития прямых каналов связи между людьми. Взамен приходит межличностное, межгражданское доверие, когда государство выступает как платформа для реализации частных инициатив и баланса интересов. Нам обещают выборы акимов, развитие МСУ. Для этого всего есть основа. Люди уже запросто координируются и собирают сотни миллионов тенге на решение тех социальных вопросов, которые им важны», — пишет заместитель директора КИСИ при президенте РК.

Напоследок о грустном, отметила Садиева, что отчетная встреча — это важно, но публичные коммуникации одного акима не могут полностью подменить собой работу по повышению отчетности и прозрачности работы государственных органов и государственных организаций.

«То есть для того, чтобы мы могли задавать реальные вопросы акимам, нужно публиковать открыто информацию по бюджетам, обеспечить открытость решений и процедур госаппарата. Эти три базовые вещи (Бюджет, Решения, Процедуры) все равно придется делать. Все равно придется, признать, что «открытый бюджет», «открытые данные» — это задача общая, а не только МЦРИАП», — поделилась мнением эксперт.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0