По словам заместителя директора КИСИ при президенте РК Сабины Садиевой, обновленная повестка встреч позволит акимам сфокусироваться на проблемах граждан, передает ИА «NewTimes.kz».
О своем мнении заместитель директора КИСИ при президенте РК Сабина Садиева поделилась в Telegram-канале.
«Сегодня, после некоторого кокетства, мы получили новый важный указ президента, который достаточно детально регулирует порядок отчетного выступления акимов перед населением. Не про выборность, но тоже хорошо», — пишет заместитель директора КИСИ при президенте РК.
Как отметила Садиева, технически, в содержании указа-826 есть две важные вещи, хоть и чисто бюрократические. Во-первых, появилась детальная регламентация процедур проведения отчетных встреч. Такие регламенты важны, они задают рамку для контроля как внутри исполнительной власти, так и для гражданского контроля.
«Во-вторых, указ-826 вводит нормы по содержанию встречи, хоть они и странно читаются для уровня президентского указа. Для всех нас не секрет, что отчетные встречи проводились формально «как театр одного актера» приблизительно. И с заготовочками вопросов из зала. Теперь на сессию «Вопрос-Ответ» должно быть выделено не менее 3/4 продолжительности всей встречи. Я изрядно повеселилась, представляя госинспекторов АП, высчитывающих этот показатель поминутно, ну а что делать?
Больше всего мне нравится часть о подготовке ко встрече. Указ-826 обязует перед встречей собрать и анализировать обращения граждан, жалобы, письма, проводить специальный сбор вопросов. No BS и ИБД, в общем. Это и акиму поможет тезисы составить, и нашим каналам обратной связи от граждан дополнительный вес придаст», — отметила Садиева.
Эксперт отметила, что наконец, может станет понятно, что принцип «Слышащего государства» это не документ, не свод идеологический, а именно принцип выстраивания работы.
«То, что президент на уровне своего указа вводит такие, казалось бы, мелкие штуки, это у нас вот концентрация политической воли. И правильно, надоели сложные и неподъемные идеологические конструкции. У всех у нас есть определенная уже «идеологическая усталость», — поделилась эксперт.
Во-вторых, отметила она, указ-826 делает важную системную вещь: проводит снижение ценности статуса руководителя в авторитарных системах управления. На это работает многое: и декларация имущества и доходов, и неугомонный канал Михаила Казачкова с разбором уровня потребления чиновников и их семей, и повышение требований по отчетности.
«В общем, нужно делать все, что мешает быть «агашкой» в классическом аппаратном смысле. Также, например, надо разобраться с правом передачи финансовой подписи руководителями государственных органов и государственных организаций своим заместителям. Стал управленцем - неси ответственность. Должность в государственном секторе приходит с вполне конкретными ограничениями.
Этот указ мне нравится тем, что он очень в духе проходящей десакрализация власти в нашем обществе. Это очень хорошо. Мы уже сделали шаг от первого президента, харизматика, ко второму президенту, позиционному лидеру. Также от всесильных азиатских акимов мы должны перейти к менеджерам. Менеджеризм тут не страшен. Это уже происходит. Во всем мире государства перестают быть главной опорой институтов доверия.
Прежде всего, из-за развития прямых каналов связи между людьми. Взамен приходит межличностное, межгражданское доверие, когда государство выступает как платформа для реализации частных инициатив и баланса интересов. Нам обещают выборы акимов, развитие МСУ. Для этого всего есть основа. Люди уже запросто координируются и собирают сотни миллионов тенге на решение тех социальных вопросов, которые им важны», — пишет заместитель директора КИСИ при президенте РК.
Напоследок о грустном, отметила Садиева, что отчетная встреча — это важно, но публичные коммуникации одного акима не могут полностью подменить собой работу по повышению отчетности и прозрачности работы государственных органов и государственных организаций.
«То есть для того, чтобы мы могли задавать реальные вопросы акимам, нужно публиковать открыто информацию по бюджетам, обеспечить открытость решений и процедур госаппарата. Эти три базовые вещи (Бюджет, Решения, Процедуры) все равно придется делать. Все равно придется, признать, что «открытый бюджет», «открытые данные» — это задача общая, а не только МЦРИАП», — поделилась мнением эксперт.