пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

Сегодня общественное мнение на пике актуальности

Неправительственные объединения называют иммунной системой организма страны, генератором идей, инициатив и инноваций в решении социальных проблем, поэтому государство заинтересовано в создании благоприятных условий для развития общественных институтов. В этих целях совершенствуется законодательство, выделяются финансы на реализацию социально значимых проектов, усиливается институт общественных советов. Гражданское общество может сплотить страну и мобилизовать все скрытые ресурсы. Об этом корреспонденту ИА «NewTimes.kz» в своем интервью рассказала президент ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» Бану Нургазиева.

фото vlast.kz
фото vlast.kz

Здравствуйте, Бану Ганиевна! В своем послании президент сказал о необходимости обеспечения тесной связи между государством и НПО. Как вы это понимаете?

— Тесная связь государства и НПО подразумевает, прежде всего, равноправное и полноценное партнерство, основанное на взаимном уважении и доверии, открытом и честном общественном диалоге.

Как демонстрирует мировой опыт, развитое гражданское общество способствует становлению сильного государства.

Впечатляющие успехи демонстрируют государства с качественным человеческим и социальным капиталом.

Это те страны, в которых важное место отводится защите гражданских, социальных и экономических прав человека, где при принятии решений органы управления учитывают мнение общества.

Время и ресурсы, выделенные на стадии обсуждения вопроса на организацию диалога с общественностью, позволяют соблюсти баланс интересов и предотвратить противостояние в агрессивной форме.

В данном случае за принятое решение несут ответственность обе стороны. В современном мире это самый действенный способ взаимодействия государства с обществом.

Недаром Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич с первых дней президентства подчеркивает, что «только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики.

Поэтому необходимой является поддержка и укрепление гражданского общества, вовлечение его в обсуждение и решение наиболее актуальных общегосударственных задач».

НПО являются саморегулируемыми организациями, их основной функцией является социализация общества, духовное оздоровление населения.

Каким образом будет проходить взаимодействие НПО и государства?

— В послании Президента«Новый Казахстан: путь обновления и модернизации страны » есть ответ на этот вопрос: «У нас есть четкий образ будущего и контуры Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом.

Практика открытого сотрудничества гражданского общества и уполномоченных органов должна прочно укорениться в нашей стране».

Сегодня трудно назвать сферу, которая оставалась бы без внимания неправительственных организаций. НПО, как организации граждан с активной жизненной позицией, служат каналом связи между населением и органами управления.

Здесь вновь уместно привести цитату из Послания «Неправительственный сектор неизменно поднимает важные социальные вопросы и содействует их комплексному решению».

Безусловно, для решения вопросов, актуальных в отдельном регионе или конкретном населенном пункте, НПО будут тесно сотрудничать с депутатами всех уровней, представителями государственных органов, органов местного самоуправления, бизнеса, общественности на основе взаимного доверия.

Одновременно идет перезагрузка деятельности самих общественных организаций для включения в «процесс осознанного и конструктивного партнерства между государством и обществом».

Надо признать, что в свое время был положительный опыт сотрудничества на самом высоком уровне. Так, еще в 2005 году был создан Координационный совет по взаимодействию с НПО при Правительстве страны. Первоначально руководителем данного Координационного совета был обозначен Премьер-Министр, на одного из его заместителей возлагалась обязанность по координации деятельности данного консультативно-совещательного органа.

В его состав входили министры как руководители Советов по взаимодействию с НПО при центральных исполнительных органах, заместители акимов регионов, ведущие НПО.

К сожалению, в 2016 году внесли поправки в закон, работу Совета возложили на Министерство общественного развития как уполномоченный орган по взаимодействию с НПО. В результате, в составе Координационного совета по взаимодействию с НПО остались только порядка 6-7 министров социального блока и ведущие НПО, превратившись в формальный орган.

Соответственно единая вертикаль координации работы по взаимодействию с НПО была нарушена.

В 2020 году, в бытность Министра информации и общественного развития Балаевой Аиды Галымовны, данная вертикаль была восстановлена. Заново сформирован состав с включением вице-министров всех центральных исполнительных госорганов и заместителей акимов всех регионов, как руководителей Советов по взаимодействию с НПО в соответствии с законом о государственном социальном заказе.

К сожалению, на сегодняшний день не все первые руководители центральных и местных исполнительных органов осознают значимость нового формата партнерства государства и институтов гражданского общества, о котором Касым-Жомарт Кемелевич говорил еще в своем первом выступлении 27 марта 2019 года.

Более того, есть яркий пример открытого диалога Первого руководителя страны с представителями широкой общественности.

Это Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан, результатом деятельности которого стали четыре пакета политических реформ, в их реализацию за короткий срок принято свыше 10 законов. Аналогичную работу с гражданским сектором могли бы выстроить Министры и Акимы регионов.

Недаром казахстанская общественность с воодушевлением приняла инициативу Главы государства о создании «Ұлттық құрылтай».

Это самый прямой и эффективный путь коммуницирования с широкой общественностью.

Национальный курултай, который представил самые различные мнения и взгляды, будет способсствовать формированию единой модели общественного диалога, где взаимодействие власти с народом усилится.

Какие реформы могут быть реализованы при помощи НПО?

— Участие неправительственных организаций необходимо для успешной реализации всех, без исключения, реформ.

Любые проекты и инициативы, которые касаются понятия общественного блага, должны подлежать общественной экспертизе и могут быть реализованы при помощи НПО.

Значительных совместных усилий потребуют реформы по дебюрократизации деятельности государственного аппарата, децентрализации власти, передачи полномочий из центра в регионы, внедрения механизма прямого финансирования органов местного самоуправления, расширения базы их собственности, облегчения порядка закупок в целях ликвидации бюрократии и др.

Уже сегодня гражданский сектор широко представлен во всех общественных советах, рабочих группах по внесению изменений в законодательство, консультативно-совещательных органах и иных диалоговых площадках, где открыто обсуждаются национальные проекты и стратегические документы, планы и перспективы развития отрасли, предстоящие реформы.

Думаю, особенно важна помощь и активность НПО на местном уровне, незаменимо их уподдержка в решении проблем сельских жителей.

Реформы требуют участия общественности с использованием различных инструментариев, в том числе форм общественного мониторинга, общественной экспертизы, общественного контроля и т.д.

Ни одно государство не должно проводить реформы в отрыве от общественного участия.

Расскажите о своей организации и проектах, что планируете?

— ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» (ГАК) - самая крупная организация страны, объединяющая свыше трех тысяч неправительственных организацией.

Уникальный потенциал ГАК составляют 17 региональных Гражданских альянсов с авторитетными лидерами, широкой сетью НПО, гражданских активистов, социальными партнерами во всех областях и трех городах: Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

Все наши НПО активно вовлечены в локальную повестку и взаимодействуют между собой.

Альянс представляет зонтичную организацию коллективного самоуправления с миссией развития неправительственного сектора и повышения потенциала единого гражданского сообщества Казахстана с постепенной стыковкой с мировым неправительственным сектором.

За годы работы Альянса (с 2005 года) было инициированы и реализованы многочисленные проекты в рамках государственного социального заказа и государственного грантового финансирования.

К примеру, за последние годы Альянс реализовал следующие социально-значимые проекты:

Оценка деятельности республиканских и местных общественных советов, выработка рекомендаций для повышения их потенциала; Организация республиканской конференции по вопросам развития сельских НПО; Укрепление международного сотрудничества в сфере гражданского общества; Подготовка комплексного доклада о деятельности общественных советов в Республике Казахстан; Организация Республиканского молодежного образовательного лагеря ZEREN - 2019; Организация и развитие деятельности республиканского гражданского центра для неправительственных организаций по принципу «одного окна»; Роль диалоговых площадок в развитии гражданского общества: международный опыт; Проведение комплекса мероприятий по развитию экспертного сообщества и диалога с институтами гражданского общества; Республиканская школа молодых политологов «Республиканский форум политологов Policy Camp» и др.

Гражданский Альянс является организатором Гражданского Форума Казахстана, общенациональной диалоговой площадки, ставшей действенным механизмом обратной связи населения и власти.

На Форуме раз в два года собираются представители всех трех секторов: государства, бизнеса и общества, обсуждаются актуальные вопросы, волнующие граждан страны.

Всего состоялось 10 Форумов, где выработаны более тысячи рекомендаций, взятые государственными органами на практическую реализацию.

В ноябре 2021 года мы провели Х Гражданский Форум Казахстана с широким участием международных организаций, где основной идеей стал глобальный взгляд на гражданское общество Казахстана.

В настоящее время формируется новая Стратегия развития Гражданского Альянса Казахстана с учетом вызовов глобальной политики, Целей устойчивого развития ООН, рекомендаций 10-го Форума, новых задач, обозначенных в послании Президента «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

На наш взгляд, для дальнейшего развития неправительственных организаций необходимо следующее.

Первое. Ввести в практику на регулярной основе подготовку и представление Доклада Главе государства о состоянии развитии гражданского общества в Республике Казахстан.

Второе. Разработать проект закона «О неправительственных организациях в Республике Казахстан», регулирующий деятельность НПО, поскольку действующие законы «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» распространяются на все общественные институты, между тем каждая категория общественных объединений регулируется конкретными законами о политических партиях, о профсоюзных организациях, о средствах массовой информации, о религиозных объединениях, о некоммерческих акционерных обществах и т.д., кроме НПО;

Третье. Внести дополнение в п. 13 Указа Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года No 954 «Система ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы» о включении представителей НПО в перечень уполномоченных по составлению операционной оценки по блоку взаимодействия с физическими и юридическими лицами. Это позволит давать независимую общественную оценку деятельности государственных органов.

Четвертое. В целях обеспечения прозрачности, открытости и подотчётности создать единую платформу государственного финансирования неправительственных организаций, с отражением тематики социально-значимых проектов объявленных конкурсов (государственный социальный заказ и государственный грант), суммы финансирования, наименования НПО - победителя конкурса, оценкой эффективности реализованных проектов, с учетом международной практики.

Пятое. В целях формирования благоприятной правовой и институциональной среды для развития гражданских инициатив, повышения авторитета некоммерческих организаций в обществе, обеспечения долгосрочного интереса партнеров и устойчивости взаимодействия с государственными органами и бизнес-сообществом предстоит выработать Этический кодекс для НПО.

В целом, у Альянса много планов, идет работа по изучению лучших международных практик. Предстоит большая работа по совершенствованию действующего законодательства с учетом мирового опыта.

Расскажите о проектах, которыми вы можете гордиться.

— Каждый проект, который реализовал ОЮЛ «Гражданский Альянс Казахстана» по-своему примечателен.

Сегодня общественное мнение на пике актуальности. Все мы можем наблюдать тенденцию, когда проблемные вопросы в общественно-политической, культурной, экономической областях получают широкий общественный резонанс.

Происходит эволюция общественного сознания казахстанского общества. Каждый гражданин знает и понимает, что мнение одного человека имеет реальную силу.

На данный момент в стенах Парламента находится проект закона «Об общественном контроле».

В этой связи, мне особо хотелось бы рассказать о проекте Министерства информации и общественного развития «Организация комплекса мероприятий, направленных на развитие системы общественного контроля».

Альянс реализовал данный грантовый проект в 2021 году.

В рамках проекта был проведен конкурс на 60 малых грантов, каждый стоимостью 500 тысяч тенге.

Определились 60 победителей из всех регионов страны, в том числе 37 из них - гражданские активисты, 23 – НПО.

Каждый из победителей выбрал для проведения общественного контроля самую проблемную, на его взгляд, тему, которая нуждается в мониторинге.

Вот лишь некоторые из них: состояние сельских дорог в Узынкольском районном центре Костанайской области; доступ жителей Аксуского района Алматинской области к качественной питьевой воде; контроль деятельности органов управления в сфере ЖКХ на примере города Атбасар Акмолинской области; мониторинг наружной рекламы в городе Алматы и многое другое.

Результаты мини-грантов были впечатляющими.

К примеру, руководитель ОФ «Единство и решимость действий» Мандрыкин Александр проводил мониторинг плана генеральной застройки села Берчогур Шалкарского района Актюбинской области.

Он выявил несоответствие в Плане генеральной застройки в части инженерного обеспечения (газ, канализация, электричество, водопровод) и объектов (поля фильтрации и мусорный полигон) на 1 (один) млрд. тенге.

В результате, в План генеральной застройки были внесены корректировки и произведена замена работ без увеличения бюджета.

Другой пример, Исламбек Дастан, лидер НПО, провел общественный мониторинг расходования бюджетных средств на ремонт школ в Байзакском районе Жамбылской области и выявил факт привлечения учителей на бесплатные работы для ремонта образовательных учреждений, хотя средства в бюджете на эти цели были предусмотрены.

В результате, директор школы имени Амангельды Байзакского района Жамбылской области был привлечен к административной ответственности.

Амангельдиева Молдир, в рамках реализации проекта, опубликовала пост в социальной сети Фейсбук о строительстве водопровода в селе Сарга Бейнеуского района Мангистауской области.

Пост вызвал широкий общественный резонанс, был опубликован ряд материалов в печати, вышел сюжет на республиканском телеканал «Qazaqstan».

Как следствие, Департаментом экономических расследований возбуждено уголовное дело в отношении руководителя отдела строительства Бейнеуского района.

Руководитель ОО «Тамшыбулак» Тулемисова Жанат из Алматинской области благодаря проекту в консолидации с местным сообществом добилась решения вопроса по доступу к чистой питьевой воде для жителей села Капал.

Были изысканы средства на ремонт для выкачивания питьевой воды из артезианской скважины. Кроме того, маслихатом Аксуского района выделены средства на установку дополнительных гасителей давления воды для села Капал.

Благодарность жителей села была самой высокой оценкой данному проекту. За счет реализации проекта повысилась активность сельских граждан. Это позволило ввести в правовое поле широкий круг представителей гражданского общества. И таких примеров много.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 1