Депутат сената Мурат Бактиярулы обратился с запросом к заместителю премьер-министра РК Ералы Тугжанову, раскритиковав систему образования и программу трехъязычия в Казахстане, передает ИА «NewTimes.kz».
«Три языка вообще не преподаются ни в одном государстве мира, кроме Казахстана. Следовательно, знание иностранного языка не является главным показателем грамотности, а лишь инструментом, необходимым для освоения высот мировой науки. А истинная грамотность — это знание жизни, глубокое овладение выбранной профессии и формирование навыков и умений, способных отвечать жизненным запросам. И поэтому президент страны Токаев высказал мнение, что обучение иностранному языку целесообразно и выгодно начинать с пятого класса по желанию родителей», — заявил Мурат Бактиярулы.
По его утверждению, неравенство и разрыв в образовании в Казахстане достаточно большой. Разница в финансировании между Назарбаев Интеллектуальной школой (НИШ) и обычной школой составляет 6 раз, и ученику сельской школы, а таковых 44% обучающихся в стране, требуется 6 лет, чтобы достичь уровня образования ученика НИШ.
Сенатор также отметил, что за последние пять лет закон «Об образовании» претерпел 29 изменений и дополнений, образовательный стандарт с 2000-го по 2017 год менялся 7 раз, также с каждым изменением содержание учебников обновляется, тратятся огромные средства, издаются новые учебники.
«В развитых странах, например, в Японии, госстандарт обсуждался несколько лет, в последний раз менялся в 2010 году и до сих пор не менялся. Мы слишком поторопились с разработкой обновленной образовательной программой в средних школах. Но сейчас никто не может ответить, насколько эта реформа стала выгодной для нас. Наши дети становятся экспериментальной площадкой бесконечных реформ, и за последние 30 лет через систему образования Казахстана прошли более 10 млн человек. Ведь мы также несем ответственность за неуверенность в себе нового поколения. За то, что молодые люди не смогли сформироваться как специалисты, как личности», — заявил Мурат Бактиярулы.
По его словам, согласно исследованию Всемирного банка, только 1% учащихся в стране получают доступное и качественное образование. Между тем за последние три года в стране родились более 1 млн 277 тыс детей, что является огромной демографической нагрузкой на сферу образования и для них в будущем необходимо построить не менее 3 тыс школ.