четверг, 18 апреля 2024 г.
icon
448.89
icon
477.93
icon
4.76
Алматы:
icon
13oC
Астана:
icon
12oC
1xadv
×

Поправки в Конституцию должны изменить политико-правовое пространство – Башимов

Этих конституционных изменений ждет общество, и осталось немного времени, когда они усилят эффективность защиты конституционных прав наших граждан и будут дальше двигаться в сторону построения «справедливого общества и эффективного государства», к реальному «Новому Казахстану», написал член рабочей группы по выработке предложений о внесении изменений в Конституцию Марат Башимов.

Фото: almaty.tv
Фото: almaty.tv

Все инициативы президента по внесению изменений в Конституцию своевременны и актуальны. Их ждет общество, они дают надежду на будущее. Весь пакет предложенных конституционных изменений, который скоро станет реальностью, должен изменить политико-правовое пространство, избавиться от многого искусственно сдерживаемого.

Самое главное, в Конституции есть доктрина естественных прав человека. Вводятся новые правозащитные институты, такие как Конституционный суд, с правом обращений туда уполномоченного по правам человека и Генпрокурора, заработает система выборов граждан, которые не принадлежат к политическим партиям. Важно наличие большего числа партий в парламенте, важно, чтобы публично мажилису отчитывались такие контрольные органы по финансам, как Высшая аудиторская палата, прозрачно проводился отбор судей – Высший судебный совет и т. д.

Это постепенный переход к реальной президентско-парламентской форме правления и уход от так называемой «суперпрезидентской» системы управления, ориентированной на сверхконцентрацию полномочий, уже утрачивающей свою эффективность и которая не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений в современном мире.

Отсюда и посыл главы государства: «Перед нами стоит задача укрепить роль Парламента, что станет важным фактором успешной реализации концепции «слышащего государства». У нас есть четкий образ будущего и контуры Нового Казахстана – эффективного государства с сильным гражданским обществом. Воплощается в жизнь ключевая формула нашего государственного строительства – «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное правительство». Парламент должен эффективно осуществлять свой парламентский контроль в любой сфере – бюджетной, в сфере исполнения законов, прав человека и т. д.

Важным аспектом стало провозглашение принципа невмешательства партий в деятельность государства, политическая нейтральность Президента.

В проекте конституционных изменений сформулировано положение о законодательном запрете на занятие должностей политических государственных служащих и руководителей в квазигосударственном секторе для ближайших родственников Президента.

Рабочая группа сформулировала в проекте конституционных изменений положение и об обязательном выходе из партии руководителей и членов конституционных органов.

Последовательно сокращая полномочия Президента, реформы значительно укрепляют роль Парламента и тем самым повышают институциональную устойчивость государства. Рабочей группой сформулирована норма, предполагающая право Сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Это логично, поскольку депутаты мажилиса непосредственно избираются народом, право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе, и логично, чтобы и законы принимались там, соответственно, и ответственность за них тоже за Мажилисом. Сенат может мотивированно не одобрить, но неодобрение преодолевается нижней палатой в 2/3 голосов.

Прописав полномочия омбудсмена (уполномоченного по правам человека) в Конституции, теперь этот государственный правозащитный институт не должен бояться вообще государственных и правоохранительных, специальных органов и эффективно, полноценно без страха защищать права человека. Поэтому в Конституцию внесли конкретные нормы, что «1. Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан содействует восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина, способствует продвижению прав и свобод человека и гражданина. 2. При осуществлении своих полномочий уполномоченный по правам человека не зависим и не подотчетен государственным органам и должностным лицам. 3. Уполномоченный по правам человека в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. 4. Правовое положение и организация деятельности уполномоченного по правам человека определяются конституционным законом.

Этих конституционных изменений ждет общество, и осталось немного времени, когда они усилят эффективность защиты конституционных прав наших граждан и будут дальше двигаться в сторону построения «справедливого общества и эффективного государства», к реальному «Новому Казахстану».

Наш голос на референдуме – наше будущее!

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0