Агентство по защите и развитию конкуренции и комитет по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР прокомментировали информацию об абонентской плате за обслуживание домофона. Ранее в СМИ сообщалось, что этот вид услуги казахстанцы могут не оплачивать, передает ИА «NewTimes.kz».
Общественный резонанс эта тема получила после сообщения, что в Актау домофонная компания навязывает свои услуги по абонентскому обслуживанию оборудования. Но вмешалась местная антимонопольная служба и внесла уведомления в адрес домофонных организаций об исключении условия по абонентскому обслуживанию.
Материалы дела были переданы в региональный департамент по защите прав потребителей, так как со вступлением в силу в 2022 году норм нового закона по развитию конкуренции АЗ РК рассматривает обращения по недобросовестной конкуренции в случае нанесения ущерба конкурирующей компании.
Там пояснили, что домофон используется жильцами для контроля доступа в подъезд дома, соответственно, вопросы приобретения услуг по его техническому обслуживанию являются предметом коллективного обсуждения среди жильцов.
Согласно правилам, содержание общего имущества включает в себя и техническое обслуживание домофона.
По закону «О жилищных отношениях» собственники квартир, нежилых помещений на собрании рассматривают вопросы и принимают решения, связанные с содержанием общего имущества объекта кондоминиума. Таким образом, в случае необходимости собственники квартир могут на собрании инициировать вопрос перехода от абонентской к разовой оплате в случае поломки оборудования.
Кроме того, ежегодно на собрание выносятся вопросы о перезаключении договора с действующим субъектом сервисной деятельности или выборе нового.
Несмотря на то что приобретение услуг по установке и техническому обслуживанию домофона относится к вопросам принятия решения всеми жильцами, договоры заключаются индивидуально с каждым жильцом.
Заключение таких договоров ставит в невыгодное положение собственников квартир, когда оборудование домофона не переходит в их собственность, а техническое обслуживание с абонентской платой включается в договор при установке домофона, что в итоге обходится дороже, чем сам домофон. Тогда как, согласно пункту 23 правил, услуги по установке и техническому обслуживанию домофонного оборудования разделены.
Читайте также: Нас обманывали? Казахстанцы могут не платить за домофоны
Согласно правилам, на каждый вид услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума заключается отдельный договор с субъектами сервисной деятельности. При этом срок договора составляет не более одного года.
В случае наличия условий договора, нарушающих права потребителя при его заключении, потребитель имеет право на возмещение убытков, нанесенных ему домофонной организацией в связи с использованием последним преимуществ своего положения.
Результатом действий домофонной организации может также являться ограничение конкуренции на данном рынке услуг.
На основании коллективного заявления действия домофонной организации — навязывание заключения соглашения или иные действия, препятствующие смене домофонной организации, могут рассмотрены АЗРК на предмет соответствия законодательству в области защиты конкуренции, в том числе на предмет наличия признаков злоупотребления доминирующим положением.