По итогам президентских выборов свыше 80% казахстанцев проголосовало за Касым-Жомарта Токаева. Таким образом, жители страны предоставили главе государства кредит доверия на проведение реформ, считает член республиканского комитета партийного контроля партии AMANAT и председатель комиссии партийного контроля в Астане Мирас Шекенов. По его словам, все анонсированные президентом реформы так или иначе отражают чаяния и ожидания казахстанцев: в обществе по-прежнему высокий запрос на социальную справедливость, экономическую стабильность и адекватные цены, честную судебную систему и возможность растить детей в безопасной среде, передает ИА «NewTimes.kz».
— Мирас Ергалиевич, что, на Ваш взгляд, изменится в политической картине страны в контексте объявленных Токаевым реформ, а также после президентских выборов?
— Она уже начала меняться, и в первую очередь, перед президентскими выборами. Стоит отметить, что изменения в стране начали происходить практически сразу после январских событий. Что касается внеочередных выборов, мы видим, что большинство казахстанцев выдало Касым-Жомарту Токаеву большой кредит доверия на проведение политических реформ. Полагаю, что с учетом объявленных преобразований будет меняться вся структура института власти. Понятно, что, в первую очередь, изменения произойдут в законодательном органе страны — парламенте.
Ранее были анонсированы выборы в мажилис, вероятно зимой мы будем переизбирать депутатов парламента и местных представительных органов. Очень важно отметить, что вводится мажоритарная система (когда избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе — прим. ред.), то есть после выборов, а они, скорее всего, будут очень «горячими», мы получим высокие по своей активности маслихаты и парламент. Эти события повлекут за собой изменения и в местных исполнительных органах, и, разумеется, в правительстве.
Здесь стоит четко понимать, что для проведения реформ необходимо опираться на волю и желания не только общества, но и представителей власти. Одного желания общества может быть недостаточно, чтобы построить новый Казахстан, так как строить его так или иначе придется в чиновничьей системе органам местной исполнительной власти, органам местной представительной власти, правительству и парламенту. А потому политическая картина очень сильно изменится. Думаю, что в местных маслихатах появятся независимые депутаты, а в парламенте количество партий, возможно, увеличится.
К предстоящим выборам 2023 года политические партии Казахстана будут готовиться активно. Будем надеяться, что изменения всей политической картины в Казахстане будет всем только на руку.
— Каковы главные ожидания казахстанцев не только в формате объявленной концепции «Жаңа Қазақстан», но и после президентских выборов?
— Сегодня казахстанцы ждут реформ и изменений в обществе. В истории страны был долгий период, когда у власти находился один человек. С одной стороны, это «замораживает» политическую активность в обществе, но, с другой, ее и «заморозить» невозможно, так как люди устают жить одним и тем же. Я всегда приводил такое сравнение: «В пруду вода застаивается и начинает зарастать, но в реке этого не происходит: там есть течение и вода всегда гораздо более свежая». Если рассуждать с помощью таких аналогий, несменяемость власти всегда приводит к вышеуказанным ситуациям.
Теперь же после президентских выборов казахстанцы ждут, в первую очередь, изменений в системе управления государством. Сейчас нас интересует и политическая стабильность, и сохранение государственности. Выборы в парламент и маслихаты всех уровней — это тот рубеж, после которого общество будет требовать: «Мы дали вам кредит доверия на 7 лет, вы должны себя хорошо проявить. 2022 год — это своего рода точка перехода к коренным изменениям, а потому ожидания жителей очень высокие. О чем идет речь? О том, чтобы Казахстан как в экономическом, так и в плане социальной справедливости двигался вперед. Если такого не случится и мы опять «повиснем» в какой-то точке стабильности, это вызовет у людей недопонимание. Безусловно, запросы на справедливость в обществе высоки.
— Президент заявил, что для строительства сильного государства, прежде всего, необходимо установить справедливость. Насколько сегодня высоки запросы на справедливость в казахстанском обществе, и в каких сферах наиболее всего?
— В первую очередь, в судебной системе — третьей ветви власти. В Казахстане по-прежнему нет доверия к судам. Конечно, жители чаще стали обращаться в судебные органы, но доверия к институту суда в обществе сейчас нет, как и ко всему, что с этим связано. Также сохраняется недоверие к чиновничьему аппарату в целом и к самим чиновникам. Поэтому в обществе есть запрос на справедливость к местным органам власти.
Если провести социальный опрос с участием, к примеру, 100 казахстанцев и поинтересоваться, кому они больше доверяют — президенту или акиму, ответ будет: «президенту». Это говорит о том, что существует запрос на справедливость в системе управления местной исполнительной властью. Что касается социальной справедливости, безусловно есть такой запрос. Многие решения власти непонятны для людей. Например, ситуации, с которыми жители сталкиваются в повседневной жизни — строительство очередного ЖК вместо школы и прочее. Другой пример — развитие автомобильной отрасли нашей страны, при котором за последние десятилетия людям стало все сложнее покупать новые машины из-за высоких цен.
— Явка казахстанцев на президентских выборах составила почти 70%. Чем, на Ваш взгляд, обусловлен данный показатель электоральной активности граждан страны?
— 70% явки избирателей — это хороший результат по нынешним временам. Думаю, такой процент электоральной активности обусловлен тем, что сама личность президента дает шанс на изменения в обществе. Все анонсированные и проводимые им реформы являются отражением ожиданий большей части казахстанцев. Также жители с надеждой смотрят на то, что верховная власть у нас будет меняться каждые семь лет. Как показывает мировая практика, сменяемость власти — это хороший опыт.