Проблема дефицита топлива в Казахстане обернулась в хроническую. Один из самых памятных и тяжелых кризисов случился осенью 2021 года, когда за бензином самой ходовой марки Аи-92 выстраивались огромные очереди на заправках, а солярки не было даже по талонам. Цены тогда, как признавали автовладельцы, росли не по дням, а по часам. Чем могут обернуться топливные кризисы в итоге, мы прекрасно понимаем: еще свежи раны от трагического кантара.
Воспользовавшись «топливными» демонстрациями в январе 2022 года в своих целях, теряющая влияние олигополия попыталась устроить государственный переворот… На кону таких кризисов — наша государственность, национальная безопасность. Как не допустить этого впредь — задача сегодняшнего дня.
В числе возможных причин топливных кризисов в Казахстане чаще всего называлось недостаточное производство нефтепродуктов. С 2009 года перед кабмином стояла дилемма — модернизировать три старых нефтеперерабатывающих завода в Атырау, Шымкенте и Павлодаре либо вложить деньги в строительство нового современного НПЗ. В итоге выбор пал, как тогда казалось, на экономный вариант — модернизацию трех «советских» НПЗ. Экономии существенной это не принесло, и сегодня руководство Минэнерго все-таки не исключает строительства четвертого завода, на котором будет выпускаться даже авиационное топливо.
На сегодня с учетом работы на полную мощь трех модернизированных НПЗ производство бензина и дизельного топлива выросло в разы. Как отметил теперь уже экс-министр энергетики Болат Акчулаков, за последние пять лет мы увеличили объем производства бензина на 70%, то есть с 3 до 5 млн тонн, дизельного топлива — на 30% — с 4 до 5,2 млн тонн.
Однако вопрос дефицита нефтепродуктов до сих пор с повестки дня не снят. И это при том, что потребление топлива внутри страны не меняется, оставаясь в тех же объемах!
Все дело в контрабандном вывозе казахстанского топлива в сопредельные страны из-за его дешевизны по сравнению с ценами стран-соседей. И это происходит на протяжении многих лет, приводя к дефициту топлива внутри нашей страны, ажиотажу среди населения, спекуляциям и, соответственно, скачку цен на него.
При этом правительство не сидело сложа руки и вводило ограничительные меры, среди которых запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом; ресурсодержателей обязали продавать ГСМ напрямую заправочным станциям; были устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов; введены дифференцированные цены в зависимости от гражданства получателей и объемов заправки. Но теневой бизнес всегда находил лазейки.
Дешевое дизельное топливо и бензин по-прежнему вымываются большими партиями в Кыргызстан, Узбекистан и Россию. В приграничных с Казахстаном регионах даже возник «топливный туризм». Так, в интервью российскому изданию «Газета.Ru» предприимчивый житель Оренбурга признавался, что перевозка горючего из Казахстана даже в легковом автомобиле может приносить в месяц примерно 20-30 тысяч рублей. Некоторые автомобилисты даже приделывали к машинам дополнительные баки, чтобы вывозить по 100-150 литров за раз. Солярку и бензин часто незаконно вывозили под видом других нефтепродуктов, используя подложные сопроводительные документы.
Диспаритет цен на энергоносители сделал дешевое казахстанское топливо лакомым кусочком для любителей наживы. Дело даже дошло до того, что Казахстан, чтобы покрыть образовавшийся дефицит топлива, был вынужден покупать бензин и дизель у соседей, то есть выкупать обратно наше же топливо, но уже по другой цене. В этой непростой ситуации повышение цен на казахстанское горючее является хоть и непростым, но важным решением.
Тех, кто ожидает взлета цен на продукты питания и товары первой необходимости из-за повышения стоимости бензина и дизельного топлива, в правительстве спешат успокоить. Как заявил на заседании вице-премьер — министр торговли и интеграции Серик Жумангарин, существенного подорожания продтоваров не будет.
Поэтому нельзя не согласиться с мнением Минэнерго о том, что необходимо снизить ценовую разницу на ГСМ между Казахстаном и соседними странами путем повышения предельных розничных цен.
Как отметил на брифинге на площадке службы центральных коммуникаций Болат Акчулаков, до недавнего времени руководивший энергетической отраслью в республике (ныне — советник президента), на сегодня три крупных нефтеперерабатывающих завода в Казахстане производят 17 млн тонн нефтепродуктов и в целом этого достаточно.
И если уравнять цены на дизтопливо и бензин с ценами стран-соседей и, соответственно, решить вопрос с контрабандой топлива и его дефицитом, то есть возможность экспортировать до 500 тысяч тонн нефтепродуктов.
А с включением в строй 4-го НПЗ, построенного с применением современных технологий, появится возможность производить до 90% переработанных нефтепродуктов.
«Новый завод позволит добавить на наш рынок 2,5 млн тонн дизельного топлива и 2,5 млн тонн бензина. Кроме того, будет произведено авиационное топливо», — сказал он.
Таким образом, правительство предлагает нам действенные меры, дабы предотвратить топливный кризис в стране.
Жан Даради,
Центр перспективных исследований NIKA group