Современный цифровой мир устроен так, что ежедневно каждый из нас сталкивается с большим потоком информации. Сайты, соцсети и популярные паблики «ломятся» из-за обилия контента, новостей, происшествий. В таком насыщенном информационном поле трудно отличить правду от фейка. Как это сделать, рассказали эксперты, передает автор ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
«Информационная гигиена»
Специалисты в сфере медиаграмотности отмечают, что мы не всегда недооцениваем силу влияния недостоверной информации на умы и сознание людей. Некоторые информатаки могут быть продуманными и заранее спланированными, а те, кто распространяет заведомо ложную информацию, имеют четкую цель.
«Манипулирование общественным сознанием посредством медиа-пространства - одна из острых проблем современного мира. Речь больше идет о блогах, которых в социальных сетях становится все больше. Под видом официальной информации они запускают фейковую, которая распространяется в сети буквально за считанные минуты. Опасность в том, что из-за медианеграмотности новость тиражируется. А результат может быть совершенно разным - от тревоги и паники до агрессии. Обыватель верит, это пища, которая моментально «заглатывается», что еще раз подтверждает, что мы недооцениваем силы и возможности данных ресурсов», — считает руководитель Карагандинского областного филиала Академии государственного управления при Президенте РК Серикжан Байбосынов.
Он рассказал, что лично столкнулся с таким явлением во время пандемии.
«Я находился в ковидном госпитале, когда в Сети появилась информация о том, что якобы в филиале академии игнорируются санитарные нормы, не проводят никаких профилактических мероприятий, хотя здание было закрыто. Комментировали очень многие, даже те, кто знал меня лично, но не удосужился проверить информацию, хотя бы, позвонив мне», — отметил Серикжан Байбосынов.
Зачем развивать медиаграмотность?
Зачем среднестатистическому интернет-пользователю, читателю и зрителю знать основы медиаграмотности? Как не стать жертвой распространения фейков? Эти вопросы мы задали руководителю Дома медиаграмотности Карагандинской области Татьяна Голубцова.
«Медиа этика – вопрос безопасности. Многое зависит от позиции журналиста или блогера - готов ли он разъяснять, информировать своих подписчиков, читателей, зрителей, либо же преследует совершенно иные цели. Почему мы все чаще стали говорить о журналисткой этике, в частности, о том, что необходимо выдавать только проверенную информацию? Я считаю, что нашим коллегам мало говорят об этической стороне профессии, в том числе недостаточно о медиаграмотности. Ведь мы понимаем, что многие из тех, кто открывает информационный портал, ведет блог и т.д., не всегда выпускник вуза по профессии «журналист». Многие приходят совершенно из других сфер: экономисты, юристы, технари. Сегодня очень важно научить этой самой этике тех, кто вещает. Медиа этика сейчас перешла в общесоциальную, гражданскую сферу, она имеет отношение к каждому из нас, кто пользуется социальными сетями, мессенджерами, кто тоже является обычным человеком, распространяющим ту или иную информацию. Если общество будет готово к восприятию «чистой» информации, то возможности манипулировать не будет», — подчеркнула Татьяна Голубцова.