В нашей жизни с ее непрерывным потоком новостей и стремительным развитием соцсетей все большую актуальность приобретает такой навык как фактчекинг — умение проверять информацию на достоверность. Как отличить фейк от правды? Кто такие сетевые тролли и как не поддаваться на их провокации? Кому нужны манипуляции, подогревающие нездоровый интерес к какой-либо теме? Об этом мы порассуждали в интервью с экспертом, куратором проекта Stopfake.kz Айбеком Кумысбековым, передает ИА «NewTimes.kz».
— Если простыми словами, что такое фактчекинг?
— Это проверка информации на достоверность, точность и правдивость.
— Какие простые способы помогут обычному пользователю интернета самостоятельно сделать фактчекинг?
— В первую очередь необходимо найти первоисточник информации. В большинстве случаев фейк не указывает на конкретный источник. Также с помощью поисковых сервисов можно проверить достоверность информации. Множество фейков регулярно повторяется, меняться могут некоторые детали, но в целом суть остается прежней. Зачастую такие фейки уже были опровергнуты ранее. Конечно, необходимо развивать критическое мышление, не доверять сразу сообщениям с громкими или пугающими заголовками и призывами срочно их распространить. Это манипулятивные приемы, которые часто используют авторы подобных рассылок.
— С фейками все понятно, это надуманная информация. Но как отличить ее от манипуляций? По-моему, между ними очень тонкая грань...
— В первую очередь фейк — ложная информация, которая, как я уже говорил, в большинстве случаев не имеет ссылки на конкретный источник информации. Манипуляция же — это возможность использовать подлинные данные, в том числе документы или высказывания, но вырывая их из контекста, чтобы придать им другой смысл. Цель таких действий — сформировать у читателя необходимое мнение по какому-либо вопросу. Но если найти и изучить первоисточник, станет понятно, что первоначальный смысл информации был совсем другим. Однако искусно вырванные из контекста данные могут серьезно влиять на восприятие этой информации. — Кто такие сетевые тролли и как не поддаваться на их провокации?
— Здесь в целом больше, наверное, вопрос к интернет-культуре и тем правилам, которые сложились в сетевой коммуникации. В интернете есть к этому явлению объяснения, в том числе и в шутливой форме. Но главное правило — не давать эмоциям взять вверх, всегда сохранять холодный рассудок. А еще лучше просто никак не реагировать. Ведь если есть реакция, значит человека задели, можно и дальше его выводить на эмоции.
— Как фейки могут нанести финансовый, экономический урон? Есть ли такие примеры из мировой практики?
— Примером может быть любая рассылка фейковой информации о том, что нужно срочно снимать свои сбережения в банке. Или же история, которая произошла в 2013 году, когда в аккаунте Assotied Press в Twitter появился твит о том, что было совершено нападение на Белый дом и ранен президент США. Индекс Dow Jones тогда очень серьезно просел. Или же «пиццагейт», когда появилась информация, что человек захватил пиццерию, чтобы проверить не держат ли там в заточении детей, потому что он всерьёз поверил в этот фейк. Таким образом в некоторых случаях фейки могут нанести экономике и бизнесу ощутимый вред.
— Как правильно выбрать источник достоверной информации, если человек хочет быть в курсе новостей, как в своей стране, так в мире?
— Здесь важно просто доверять официальным источникам, а также СМИ, которые имеют аккредитацию на информационную деятельность, и несут ответственность за распространение недостоверной информации. Важно помнить, что сейчас многим намного удобнее потреблять контент через социальные сети, паблики, которые зачастую могут опубликовать и недостоверную информацию, не проверив ее. Как правило, авторитетные СМИ дорожат своей репутацией, более ответственно подходят к выбору источников и проверяют информацию перед тем, как ее опубликовать.
— С какой целью обычно создаются фейки?
— Есть целые сообщества, которые в целом верят фейковой информации и регулярно ее распространяют. Более того есть и намеренно созданные фейки, например, направленные на дискредитацию определенных компаний, государств и т.п. В некоторых случаях целью является получение дохода, увеличение числа подписчиков или сбор персональных данных.
— Есть мнение, что чем более абсурдна новость, тем выше вероятность, что в нее поверят. Так ли это и если да, то почему это работает?
— Кстати да, об этом можно судить по тому, как иногда за правду принимают новости сатирических пабликов. Поэтому важно развивать критическое мышление, проверять информацию перед тем, как ее распространить. Это не займет много времени.