воскресенье, 28 апреля 2024 г.
icon
443.35
icon
475.54
icon
4.82
Алматы:
icon
4oC
Астана:
icon
5oC
1xadv
×

Громкие заголовки и кликбейт. На что идут создатели фейков в «борьбе» за читателей

Почему в век развития технологий, когда есть много способов проверить информацию на достоверность, активно появляются и множатся фейки? В чем феномен порой безоговорочного доверия к тому, что говорят в псевдоновостях? Эти вопросы мы задали казахстанскому медиаэксперту Аскара Джапарову, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: Markus Winkler/pexels
Фото: Markus Winkler/pexels

Он убежден, что доверие к фейкам со стороны пользователей Интернете, связано, в первую очередь, с низким уровнем сознания в обществе.

«Несмотря на увеличение возможностей для самообразования, люди не хотят получать знания. Большинству читателей просто лень проверять информацию. При этом они понимают, что их обманывают. Дело в том, что люди не научились критически относиться, в первую очередь, к самим себе. Они винят в качестве своей жизни всех, только не себя. Поэтому готовы верить любой, самой фантастической теории, разъясняющей якобы «правду жизни». Это создает благоприятную почву для всякого рода манипуляций. Также в обществе очень развито клиповое мышление. Люди доверяют кому угодно, но не официальным источникам информации. По-прежнему много инфантильности: мы больше дети, нежели взрослые. Это связано с советским наследием, когда коммунистам было выгодно, чтобы люди получали готовые модели поведения и не думали сами. Соответственно, это вошло в привычку. Сегодня цифровизация развивается быстрыми темпами и количество фейковой информации продолжит расти», — считает Аскар Джапаров.

Он поделился рекомендациями, как отличить подлинную информацию от фейковой. Одна из самых важных — проверить первоисточник.

«Это займет немного времени. Вбейте в поисковую систему заголовок и выясните, откуда информация. Чем фейк отличается от настоящей новости? В нем нет фактов, конкретных фамилий, указываются ссылки на непонятные сообщества, неизвестных, чаще всего зарубежных, экспертов, Telegram-каналы и малоизвестные СМИ, а также мнимых лидеров мнения, несуществующих на самом деле. Как правило, фейк эмоционально переполнен, он подается читателям в хайповой тональности, в стиле «обращения ко всей нации», и может содержать откровенно самоуверенные заявления. Акцент делается на эмоции неслучайно: чтобы у читателей не было времени трезво и взвешенно подумать над прочитанным. Одним словом, в фейках больше домыслов, отсебятины, тогда как официальная информация довольно сухая, у нее есть свой формат и жанр. В ней указываются факты, ссылка на источник. Громкие заголовки, кликбейт (способ подачи заголовков с целью увеличить количество переходов по рекламным объявлениям в интернете — прим. ред.) — настоящий профессионал никогда не позволит себе подобное», — отметил медиаэксперт.

Он дал советы по соблюдению принципов медиаэтики, о которых стоит помнить журналистам в процессе подготовки материалов.

«Первое. Всегда нужно искать первоисточник. Второе. Работайте только с непреложными фактами. Откажитесь от использования информации из социальных сетей и мессенджеров. Используйте инструменты Google для проверки каких-то данных. Третье. В описании конфликтных ситуаций обязательно освещение мнений обеих сторон. Четвертое. Забудьте про эмоции и сопереживания. Помните, что за каждым материалом стоят судьбы людей, а потому нельзя публиковать личные данные героев репортажей. Стоит отказаться от размещения фотографий жертв, потерпевших, униженных и оскорбленных. И да, не публикуйте свои личные домыслы и измышления Пятое. Журналист не должен впадать в популизм и понимать, что сиюминутные достижения, одобрение публики — это временно. Люди привыкнут, что автор скандальных материалов постоянно хайпует и не будут в будущем читать его материалы. Интерес к хайпу проходит, а доверия нет. Нужно всегда уважать своего читателя и не кормить его низкопробным чтивом», — убежден Аскар Джапаров.

Относиться критично к прочитанному и прислушиваться к голосу внутреннего цензора — эти навыки и привычки помогут читателям разбираться в информации и трезво оценивать события.

«В век информации будет место огромному количеству дезинформации. В инфопотоке есть те, кто стремится овладеть умами людей, но это не значит, что ты должен каждого, условно говоря, «впускать в свою голову». Следует очень серьезно относиться ко всему прочитанному и услышанному», — добавил Аскар Джапаров.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 4

В статье: