воскресенье, 28 апреля 2024 г.
icon
443.35
icon
475.54
icon
4.82
Алматы:
icon
11oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

«Правило 60 секунд». Как не идти на поводу у эмоций и публиковать только проверенную информацию, рассказала медиаэксперт

Нормы медиаэтики их соблюдение помогают развивать качественное медиаполе и повышать профессионализм журналистов, считает известный медиаэксперт, руководитель Правового медиа центра Диана Окремова. По ее словам, главный принцип, которым, как и врачи, должны руководствоваться журналисты, – не навреди, так как последствия неэтичных материалов могут привести к серьезным последствиям. О правилах медиаэтики, непреложных принципах журналистов и правильном освещении различных событий она рассказала на вебинаре, опубликованном на Youtube-канале Tekmediasauat.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Различайте факты и мнения

Факт — это свершившееся событие, а мнение — ваша позиция по какому-либо событию. Как правило, проблемы возникают с оценочными суждениями — мнением на основе фактов. С этим стоит быть внимательными и осторожными. Если вы напишите, к примеру — этот чиновник, по моему мнению, является коррупционером или мошенником, скорее всего, вы проиграете судебный иск этого человека. Такие обвинения должны иметь под собой фактологическую основу. Если вы высказываете чрезмерно резкое мнение, подкрепите это фактами.

В чем состоят принципы журналиста?

Основные принципы журналиста перечислены в кодексах этики. Они могут быть национальными, например, Кодекс этики журналистов Казахстана, международными — Кодекс этики ЮНЕСКО, кодексы отдельных профессиональных корпораций, к примеру, Гильдия судебных репортеров, а также локальными (Кодекс этики The Washington Post ). Среди таких принципов — беспристрастность, объективность, социальная ответственность, уважение репутации человека и его частной жизни, право людей на достоверную информацию, уважение общественных интересов, сохранение тайны источников и многое другое.

Четыре года назад инициативная группа из числа медиаэкспертов, журналистов, редакторов СМИ начала работу над разработкой этических принципов медиа. Вскоре появились «Базовые принципы медиа Казахстана». Мы привлекали различных специалистов из США, Японии, Украины, ЕС, провели более 50 тренингов, вебинаров, на которых знакомили журналистов с международным опытом, ошибками и достижениями разных стран. До сих пор в казахстанских СМИ встречаем нарушения медиаэтики, но мы считаем, что постоянная, четкая и спланированная работа поможет приблизить наши медиа к этическим медиастандартам.

Честность и беспристрастность

Существует так называемое правило 60 секунд: прежде чем публиковать информацию, делать репосты, нужно проверить ее достоверность. К сожалению, сегодня многие поддаются эмоциям, особенно когда речь идет о чувствительных темах, связанных с преступлениями, нарушениями прав детей. Возникает эмоциональный синдром, когда хочется поделиться этой информацией со всем миром. Первое, о чем стоит помнить — не все может быть правдой, и зачастую такая информация содержит приукрашивания. Не всегда стоит гнаться за оперативностью. Не нужно быть первым, важна точность и достоверность. К сожалению, это тоже бич современных СМИ и сообщества блогеров. В погоне за скоростью, лайками и репостами люди не всегда проверяют информацию.

Работайте с надежными источниками информации

Они должны быть законными, а также максимально открытыми и прозрачными, иначе вы рискуете быть привлеченным, например, за раскрытие госсекретов. Есть правило двух источников — не публикуйте информацию, полученную только от одного человека, потому что у любой ситуации всегда есть две стороны. Поэтому нужно предоставлять мнение двух сторон-участников процесса, если речь идет о конфликте, судебном разбирательстве. Этот принцип — альфа и омега журналистики.

Указание источника информации является обязательным правилом. Есть ситуации, когда журналист не может раскрыть источник — спикер, пожелавший остаться неизвестным. Это также допустимо, но вы должны быть готовы к тому, что если дело дойдет до суда, нужно будет раскрыть источник. Желательно работать с источниками информации, в которых вы уверены.

Заголовки и анонсы материалов

Как правила, журналисты стремятся сделать их максимально вызывающими, скандальными, привлекающими внимание. Здесь очень тонкая грань, когда можно исказить суть информации и она не будет соответствовать тому, что содержится в основном тексте. Кроме того, заголовок может содержать признаки какой-либо розни, быть некорректным.

Репортажные фото и фотоиллюстрации

Вы должны быть уверены, что читатели правильно поймут иллюстрации, которым вы сопровождаете материал. Иногда фотографии, коллажи могут быть провокационными и не соответствовать содержанию материала. Если вы используете архивные фото и видео, отмечайте, что это взято их архивов. Очень внимательно стоит отнестись к постановочным кадрам, потому что это всегда творчество журналистов, и они могут неправильно отражать то, о чем вы пишите в тексте.

Принцип «Не навреди»

Зачастую материалы журналистов могут спровоцировать навредить конкретным людям, особенно детям, если мы о них пишем. Важно уважать право человека на частную жизнь, которая защищена законом. Следует понимать, что человек, находясь в трудной жизненной ситуации, беспомощности, вряд ли будет обращаться в суд, чтобы восстановить свое право на частную жизнь. Здесь ответственность полностью ложится на плечи журналиста. Относитесь внимательно к материалам, связанными с насилием и незаконными действиями, особенно, если участники этих событий — несовершеннолетние дети. Они защищены законом: нельзя публиковать их фото, видео, идентифицирующую информацию. Стоит помнить, что у совершеннолетних впереди долгая жизнь и нужно, ли чтобы такая слава преследовала.

Отдельная тема — суициды среди несовершеннолетних. Есть синдром Вертера, он говорит о том, что детские суициды — пример для подражания. Когда проводили эксперименты и исследования, доказали, что после публикаций материалов, где указан способ самоубийства подростков, увеличивается число таких происшествий. В Австрии вообще запрещено освещать детские суициды. Также важная тема — катастрофы, ЧП, аварии, когда в СМИ появляются кадры с места события и там хорошо можно различить лица пострадавших, их родственники. Трепетно относитесь к чужому горю. Если вы понимаете, что разглашение этой информации навредить человеку в дальнейшем, не публикуйте.

Без клеветы и оскорблений

В материалах, связанных, например, с коррупцией у журналистов часто возникает искушение назвать участников событий заранее мошенниками, преступниками. Стоить помнить о презумпции невиновности: пока вина человека не доказана в суде, вы не можете в СМИ называть его этими словами.

Непредвзятость и независимость

Особенно важно помнить, когда вы пишете материал, в котором у вас есть личная заинтересованность, к примеру, вы стали жертвой мошеннической схемы, или в результате противоправных действий пострадали ваши родственники. В материале не должна четко прослеживаться ваша точка зрения, поскольку в этом случае мы нарушаем принцип беспристрастности. Материал должен отражать разные точки зрения, и здесь я рекомендую использовать мнение экспертов. Скажем, вы пишете о трудном положении мигрантов. В этом случае не стоит полагаться на их высказывания, стоит опросить госорганы, организации по защите прав мигрантов, профсоюзы. Тогда материал будет сбалансирован. Если вы освещаете жизнь этнических, социальных групп, относитесь с уважением к этим людям. Ситуация может казаться однозначной, но далее окажется, что были не все использованы источники информации.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0