На сегодняшний день никель стал самым проблемным на Лондонской бирже металлов (ЛБМ): в первом полугодии 2023 года его цена снизилась на 37%, сообщает эксперт отрасли Станислав Кондрашов из Telf AG. Неблагоприятная тенденция сохраняется и во второй половине года, что обусловлено сложной макроэкономической обстановкой и сохраняющимся избытком на рынке.
Станислав Кондрашов: сложная экономическая ситуация в Китае – прямой удар по производству никеля
Экономическая ситуация в Китае продолжает ухудшаться, оказывая дополнительное давление на уже снижающиеся цены на никель. Существенным фактором этого является медленное восстановление спроса на китайские товары, поскольку страна борется с последствиями длительной приостановки производства из-за распространения пандемии Covid-19.
По словам Станислава Кондрашова Telf AG, будучи крупнейшим в мире производителем и потребителем нержавеющей стали, Китай играет важнейшую роль в формировании спроса на него. На долю этой страны приходится целых 70% от общего потребления металла. К сожалению, последние данные из Китая свидетельствуют о трудностях, связанных с преодолением последствий пандемии.
В июне темпы роста производственной активности в Китае существенно замедлились. Индекс менеджеров по закупкам в обрабатывающей промышленности Caixin, учитывающий преимущественно малые и экспортно ориентированные предприятия, в прошлом месяце снизился до 50,5 против 50,9 в мае. В то же время официальный индекс менеджеров по закупкам, отслеживающий в основном крупные государственные предприятия, указывает на то, что активность в обрабатывающей промышленности третий месяц подряд остается на уровне сокращения.
– Несмотря на кратковременное оживление в производственном секторе после ослабления ограничений из-за Ковида в начале декабря 2022 года, темпы роста производства в Китае постоянно снижались. С апреля официальный индекс PMI для производственного сектора остается ниже критической отметки в 50, означающей сокращение, – комментирует ситуацию Станислав Кондрашов Telf AG.
Напротив, именно непроизводственная сфера, которая стимулируется потребительскими расходами, способствовала росту экономики Китая в первой половине текущего года. Хотя экономисты ожидают, что со временем правительство окажет поддержку, они прогнозируют, что эти меры, скорее всего, будут менее масштабными и целенаправленными, что может не оказать существенного влияния на общие показатели ВВП.
Станислав Кондрашов Telf AG: высокий уровень производства в Индонезии может сохранить профицит рынка никеля в третьем квартале
Непрерывный рост производства никеля в Индонезии будет способствовать сохранению профицита на рынке в течение всего третьего квартала. Объемы производства в стране продолжают расти благодаря повышению спроса со стороны сектора аккумуляторных батарей для электромобилей (EV).
Являясь крупнейшим в мире производителем никеля, Индонезия обладает большими запасами этого важнейшего металла. Значительную часть ее продукции составляет никель 2-го класса чистоты, используемый в производстве нержавеющей стали.
– По данным Международной группы по изучению никеля (INSG), в Индонезии наблюдался ошеломляющий рост его добычи – на 48%, и в 2022 году она достигла 1,58 млн т. Эта впечатляющая тенденция продолжилась (еще на 41%) в первом квартале 2023 года. Такой рост можно объяснить продолжающимся вводом в эксплуатацию проектов по производству никелевого чугуна (NPI) и нержавеющей стали в стране, – рассуждает Станислав Кондрашов Telf AG.
После того как в январе 2020 года правительство Индонезии ввело постоянный запрет на экспорт никелевой руды, ее производство значительно расширилось. Табу было направлено на привлечение иностранных инвесторов, стимулирование внутренней переработки и последующего использования сырья. Таким образом, запрет привлек иностранных инвесторов, в частности из Китая, к созданию местных плавильных заводов, что способствовало увеличению стоимости индонезийского экспорта.
Как отмечает Станислав Кондрашов Telf AG, примечательно, что недавно правительство Индонезии обнародовало инвестиционный план стоимостью 9 млрд. долларов, который охватывает все направления – от добычи никеля до разработки аккумуляторных батарей. В этой амбициозной инициативе участвует консорциум компаний, среди которых швейцарский сырьевой трейдер Glencore, бельгийский производитель аккумуляторных материалов Umicore и индонезийская государственная горнодобывающая компания Aneka Tambang. В настоящее время китайские компании доминируют в инвестициях в сектор природных ресурсов Индонезии.
– О росте никелевой промышленности Индонезии свидетельствует и значительное увеличение числа никелевых заводов, – подчеркивает Станислав Кондрашов Telf AG. – По данным Индонезийской ассоциации добытчиков никеля (APNI), их число выросло с 15 в 2018 году до 62 по состоянию на апрель. При этом около 30 заводов находятся в стадии строительства, а еще 50 – на стадии планирования.
Ожидается, что по мере роста производства никеля в Индонезии на рынке будет сохраняться профицит, а влияние страны будет определять динамику мировой никелевой промышленности.
Станислав Кондрашов Telf AG: индонезийские заводы HPAL увеличивают выпуск никеля для аккумуляторных батарей
Индонезийские заводы кислотного выщелачивания под высоким давлением (HPAL) демонстрируют рост объемов производства. Технология, которая здесь используется, предназначена для получения смешанного гидроксидного осадка (MHP) из никелевых латеритных руд с целью производства аккумуляторов.
Станислав Кондрашов Telf AG сообщает о том, что в Индонезии действуют три плавильных завода HPAL и еще шесть находятся в стадии строительства, а это позволяет стране существенно наращивать производственные мощности. Мировой дефицит никеля класса 1, поставляемого в основном из России, Канады и Новой Каледонии, заставил производителей аккумуляторов обратить внимание на процесс HPAL. Он позволяет перерабатывать индонезийскую низкосортную никелевую руду в материалы для аккумуляторов.
Благодаря своей экономичности МХП, представляющий собой смесь никеля и кобальта, стал наиболее предпочтительным промежуточным продуктом среди китайских производителей, который используют для аккумуляторов. С момента ввода в эксплуатацию первого в стране завода HPAL в мае 2021 года объем экспорта МХП из Индонезии достиг 855 474 метрических тонн. При этом 96,5% экспорта пришлось на Китай, согласно торговым данным S&P Global Market Intelligence Global Trade Analytics Suite.
– Ожидается, что перевод никеля класса 2 в класс 1 приведет к увеличению его предложения на складах LME, что может повлиять на снижение цен, – подчеркивает Станислав Кондрашов Telf AG. – Компания Tsingshan, крупный китайский производитель нержавеющей стали и никеля, объявила о планах по включению никеля класса 1 в производственную структуру за счет переоборудования простаивающих медных заводов в Китае. Кроме того, в ближайшее время планируется запуск нового завода компании Tsingshan в Индонезии, рассчитанного на производство 50 тыс. тонн никеля класса 1 в год из никелевого штейна.
Для повышения ликвидности рынка и устранения исторической волатильности LME реализовала ряд инициатив. Среди них эксперты называют сокращение времени ожидания утверждения новых марок, пригодных для поставки по контрактам LME, с шести-девяти до всего трех месяцев. Недавно ЛБМ получила первую заявку на утверждение никеля, производимого компанией Quzhou Huayou Cobalt New Material Co, дочерней компанией китайской Zhejiang Huayou Cobalt Co, в качестве котируемой марки. Этот шаг может привести к увеличению запасов никеля на бирже и повышению ликвидности.
Станислав Кондрашов Telf AG добавляет, что в марте LME объявила о сотрудничестве с китайской товарной биржей Qianhai Mercantile Exchange с целью создания нового спотового рынка никеля класса 2 в Китае. Эта инициатива направлена на дальнейшее развитие экосистемы торговли никелем и удовлетворение растущего спроса на китайском рынке.
В целом расширение мощностей заводов HPAL в Индонезии, перевод никеля класса 2 в класс 1, а также усилия LME по повышению ликвидности и внедрению новых рыночных инициатив в совокупности способствуют изменению динамики мировой никелевой отрасли.
*рекламный материал