5 ноября в Казахстане будут выбирать акимов в 42 районах и трех городах — Приозерске, Рудном и Курчатове. Пилотную для отечественной избирательной системы практику в своем послании предложил Касым-Жомарт Токаев. Если раньше акимы районов и городов областного значения назначались политическим решением из центра, то отныне они будут избираться народом. В этом и заключается принципиальное различие, которое окажет позитивное влияние на жизни людей, проживающих в том или ином регионе республики, считает научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Рустем Мустафин, передает ИА «NewTimes.kz».
Эксперт напомнил, что 1 сентября в своем послании к нации «Экономический курс Справедливого Казахстана» глава государства отметил важность последовательного расширения прямого участия граждан в принятии решений на уровне местной исполнительной власти.
«С одной стороны, данный шаг является продолжением процесса внутриполитической трансформации системы государственного управления, так как впервые инициатива по проведению прямых выборов акимов сел, поселков и сельских округов была озвучена президентом еще 1 сентября 2020 года. С другой, он важен с точки зрения укрепления местного самоуправления, а также более равномерного распределения власти и процесса принятия решений между различными уровнями государственной власти. И если ранее акимы районов и городов областного значения назначались политическим решением из центра, то отныне, они будут избираться народом. В этом и заключается принципиальное различие, которое, конечно же, окажет позитивный эффект на жизнь людей, проживающих в том или ином регионе республики», — считает Рустем Мустафин.
Предполагается, что если акимы будут избираться народом, они будут осознавать, что их главной задачей является исполнение долга перед избирателями, а не только перед вышестоящими властями, как это было ранее, отмечает эксперт.
«Очень часто можно было слышать от глав регионов о том, что они стремятся выстраивать диалог между властью и народом, но их работу будет оценивать президент, а не жители. Данный тезис противоречит логике, так как президент избирается народом, который, в соответствии со статьей 3 Конституции Республики Казахстан и является единственным источником государственной власти. Соответственно, фундаментальное отличие между этими двумя подходами заключается в источнике власти акима. В случае назначения его полномочия исходят от центральных властей, в то время как в случае избрания народом власть акима происходит от граждан, что делает его более ответственным перед избирателями и ближе к их интересам и потребностям. Этот переход может оказать значительное влияние на различные сферы общественной и политической жизни», — отметил спикер.
Что именно это даст? По мнению эксперта, во-первых, произойдет укрепление демократических процессов, так как граждане получат больше возможностей участвовать в выборе руководителя региона на местном уровне.
Избранные акимы обладают большей легитимностью, ответственностью и открытостью перед народом, а также будут стремиться удовлетворить интересы своих избирателей.
«Во-вторых, конкуренция между кандидатами, возникающая в период предвыборной гонки, будет способствовать возникновению эффективных программ для решения проблем в своих регионах. В-третьих, избранные акимы будут иметь меньшую зависимость от центра и большую от народа для проведения социальных и экономических реформ в возглавляемых регионах, что, конечно же, может сделать развитие и модернизацию более качественными. В-четвертых, граждане, участвующие в выборах, станут более вовлеченными в политическую жизнь своего региона и заинтересованными в участии в местных общественных и политических инициативах. В-пятых, не исключается и уменьшение коррупции, так как избранные акимы будут подвергаться общественному контролю и мониторингу», — рассказал научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения.
Он заметил, что новый избирательный опыт Казахстана имеет схожие аналоги в мире. Так, практика выборности руководителей административных единиц применяется во многих странах. При этом процесс и процедуры выборов могут различаться в зависимости от политического устройства, традиций и форм организации органов государственной власти.
«В качестве примеров можно привести такие страны, как: США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Испания. Для независимого Казахстана данная практика особенно актуальна, так как страна большая, и каждый регион имеет собственные специфику и протекающие процессы, о которых, очень часто, до сведения Астаны так и не доводят», — поделился эксперт.
Эксперт отмечает, что в целом переход к выборам акимов способствует укреплению местного самоуправления и относительной автономности в решении долгосрочных и срочных вопросов исходя из местных потребностей и особенностей. Кроме того, это согласуется с концепцией справедливого государства, поскольку происходит распределение власти и влияния на более широкую группу граждан.
«Данный механизм предоставляет возможность каждому избирателю участвовать в выборе местного руководства, независимо от социального статуса или положения. Политический процесс становится более справедливым и инклюзивным. Граждане получают равные возможности влиять на решения, касающиеся их собственных сообществ и регионов», — заключил Рустем Мустафин.