Актуальные проблемы реисламизации в контексте нациестроительства в РК стали темой для диалога ученых, организованном в Алматы в Институте философии, политологии и религиоведения, передает ИА «NewTimes.kz».
Участников «круглого стола» приветствовала заместитель руководителя института Шолпан Джаманбалаева. Она отметила, что цель мероприятия — определить современные направления развития исламской мысли.
«Требуется профессиональный научный анализ мировых и региональных процессов, на основе которого следует идентифицировать различные аспекты процессов реисламизации в постсоветском пространстве а также их влияние на формирование и развитие религиозного сознания мусульманской уммы в контексте национального строительства Казахстана», — сказала Шолпан Джаманбалаева.
Напомним, исламское возрождение или тадждид (араб. تجديد, — «возрождение, обновление») или исламское пробуждение (араб. الصحوة الإسلامية) — термин, которым обозначают различные виды распространения или усиления ислама. В современной истории этот процесс начался в мире со второй половины XX века, когда интерес к исламу, его фундаментальным истинам и религиозным знаниям возрос. Это происходило на фоне поисков людьми духовности, стремления к достижению нематериальных ценностей и рационального объяснения происходящих в мире событий.
Так, активный процесс реисламизации произошёл в постсоветский период. По общему мнению спикеров «круглого стола», реисламизация в это время и современные тренды глобализированного ислама активировали противоречивые тенденции в оценках национальной и исламской идентичности в Казахстане. Ученые отметили: исторически ислам гармонично составлял этнокультурную часть национальной идентичности, к примеру, казахов, однако духовный кризис внес свои корректировки в формирование новой религиозной идентичности мусульман не только Казахстана, но и всего постсоветского пространства.
Своими размышлениями о развитии идеологии ислама поделились ученые Института философии, политологии и религиоведения, Назарбаев университета, Египетского университета исламской культуры Нур-Мубарак, КазНУ имени Аль-Фараби и эксперты, представляющие государственные и общественные организации.
Выступление профессора Назарбаев Университета, известного специалиста в области социологии, доктора PhD Алимы Бисеновой было посвящено теме секуляризма — традициях и стратегии, а также существующих проблем в определении светскости в современном Казахстане. Напомним, секуляризм — это концепция, из которой следует, что правительство и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий, то есть это то государство, где решения государственных органов не могут ссылаться на религиозные постулаты.
«В Казахстане часто говорят, что наша страна — светское государство. Возникают вопросы: «Какое содержание вкладывается в это понятие?», «Откуда это опредение и что это означает у нас?». Опыт истории человечества показывает, что без религии и культуры не бывает государства. Например, в Великобритании монарх — глава англиканской церкви. Это историческая традиция. Что касается атеизма — это понятие относительно недавнее и мы знаем, какими методами он в свое время насаждался. Нужно жить с пониманием реальности. У нас большинство граждан — мусульмане. Нельзя этого не видеть и отрицать», — считает Алима Бисенова.
На встрече ученые говорили об исламском модернизме как альтернативном подходе в развитии культуры эгалитаризма в современном казахском обществе, о месте и роли школы Деобанд в исламском дискурсе в Средней Азии, анализировали факторы процессов радикализации мусульманок в Казахстане, отмечали важность религиозного нарратива в процессе национального строительства.
В завершение встречи участники «круглого стола» выразили готовность к продолжению совместного сотрудничества в рамках иследований, которые позволят определить особенности процесса исламизации, рассмотреть их влияние на религиозные и общественно-политические убеждения представителей мусульманского сообщества.