Сейчас идет активное внедрение интернета в сельские местности. К сокращению «цифрового разрыва» между городскими и сельскими жителями стремятся и развитые, и развивающиеся страны, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Ranking.kz.
Согласно статистике, в 2022 году проникновение интернета в мире для городской местности равнялось 82%, а в сельской местности – 46%.
В Европе коэффициент показателя разрыва составляет 1,1. В Африке в 2022 году интернетом пользовались 64% городских жителей и 23% жителей сельской местности.
Высокие показатели доступности интернета наблюдаются в Корее, Люксембурге, Дании, Испании, Бельгии, Польше.
Казахстан будет уместно сравнить с параметрами вышеуказанных стран, поскольку показатели в республике довольны сильны. Доступность интернета в городской местности для нашей республики составляет 94,7%, в сельской местности — 94%. Как такового разрыва не наблюдается.
По доступности интернета в селах Казахстан может похвастаться тем, что обгоняет даже развитые страны: Бельгия, Польша, Германия, Япония, Венгрия, Франция и другие. Не говоря о странах ЦА и ЕАЭС.
При этом стоит отметить, что страны, находящиеся в рейтинге выше по обеспечению всемирной паутиной в сельской местности по своей площади в разы меньше Казахстана.
Чем больше страна, тем больше усилий нужно на ее покрытие. К примеру, площадь РК превышает площадь Кореи более чем в 27 раз, Люксембурга — в 1053 раза, Дании — в 63 раза, Испании — в 5 раз, Швейцарии — в 66 раз. Несмотря на большую разницу в размере территорий, Казахстан стремится почти не уступать этим странам по доступности интернета.
А еще на сокращение цифрового разрыва влияет и тот показатель, что в сельской местности в нашей стране проживает более 42% населения, в то время как Корее в селах живут лишь 18,6% граждан страны, в Люксембурге — 8,6%, в Дании — 11,9%, в Испании — 19,2%, в Швейцарии — 26,1%.
Обеспечить интернетом Казахстан намного сложнее, чем большинство развитых стран Европы поскольку расстояния и удаленность населенных пунктов в стране многократно усложняют доставку оборудования, а низкая плотность населения и холмистый рельеф в отдельных регионах требуют большего количества башен.
Тянуть всюду волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) очень затратно, поэтому чаще используются радиорелейные линии (РРЛ), а башни какого типа связи должны находиться в прямой видимости друг от друга. В отдельных же районах, где отсутствует какая-либо инфраструктура приходится задействовать спутниковую трансмиссию, но их пропускная способность ограничена и оставляет возможность пользоваться лишь голосовой связью.
Несмотря на это, оптимальные технические решения позволяют жителям нашей страны пользоваться интернетом практически повсеместно — как в городах, так и в селах.
Это, конечно же, заслуга операторов мобильной связи. Максимально эффективным для повсеместной интернетизации в РК стал проект «250+», получивший множество положительных откликов от международного сообщества в сфере телекома.
Программа позволила 1,5 тыс населенным пунктам в самых отдаленных уголках Казахстана получить доступ к мобильной связи и интернету от мобильного оператора Beeline. В 900 из них ранее не было вообще никакой связи. До конца 2023 года Beeline планирует подключить мобильный широкополосный доступ ещё в более чем 200 сельских населённых пунктах.
Международная практика показывает, что в ликвидации цифрового разрыва велика роль государства, поскольку покрытие сельской местности сопряжено с большими инвестициями, которые для операторов никогда не окупятся.
Даже эксплуатационные затраты на установку базовых станций в селе окупаются поскольку небольшое количество абонентов и невысокие затраты на услуги связи — главные причины.
В проекте «250+» расходы операторов компенсируются за счёт скидки на стоимость использования радиочастот, что подтверждает исключительно социальную, а не финансовую значимость программы.
Реализация проекта продолжается и по сей день, поскольку в дальнейшем в сельской местности планируется внедрение даже 4G.