пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

В Астане появилась информационная площадка обсуждений. Что освещали на первой встрече

Astana Open Dialogue – новая платформа для обсуждений проблем общества, созданная четырьмя людьми из столицы. Как признался один из основателей, Александр Данилов, мысль о создании такого дискуссионного пространства у мужчин возникла весьма спонтанно в середине мая. Подобные платформы для вынесения и решения проблем в Казахстане сводились к аналитике и взгляду только одного лица – ведущего. Здесь же собралось немало экспертов различных сфер, высказывая свою точку зрения и общаясь с залом. Журналист ИА «NewTimes.kz» тоже посетила мероприятие.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

7 июня в бальном зале гостиницы The Ritz-Carlton произошла масштабная встреча с обсуждением самых наболевших вопросов общества от лоббизма и политического консалтинга до состояния журналистики и этическим нормам в ней. Один из посылов Astana Open Dialogue – не забывать, что существует диалог. Темами первой сессии открытого диалога являлись лоббизм, политический консалтинг и аналитика. И основной вопрос – как выстроить цивилизованный рынок?

Обиды на власть есть у всех, даже у политологов. Но как бы народ ни ругал правительство, самая лучшая аналитика – у власти. В Казахстане было всего четыре попытки принять закон о лоббизме, даже президент в своем послании советовал обратить внимание на международный опыт. Но как сказал Айдос Сарым, весь активизм заканчивается на петиции или на митинге.

«У нас у всех есть какие-то обиды на власть, даже у коллег-политологов и социологов. К сожалению, мы очень долго жили в кривом пространстве с кривыми мышлении и понятием, при которых открытые механизмы были не нужны. Все попытки это дело упорядочить и привести в соответствие с международными нормами упирались в субъективный фактор, поэтому закон отзывался», – объяснил депутат мажилиса парламента РК.

В народе также бытует мнение, что закон о лоббизме «буксует» из-за нежелания депутатов. Однако Айдос Сарым заверил, что противниками нового закона они не являются. Наоборот, на заседаниях то и дело предлагаются амбициозные идеи, но когда речь заходит о точной статистике, цифрах и ресурсах, идеи сходят на нет. 

На вопрос, как же все-таки выстроить цивилизованный рынок, ответила Елена Пешкова. Она объяснила, что не обязательно выдвигать закон, чтобы решить какую-то проблему. Сейчас существует немалое количество новых законов. Публичные люди очень любят требовать принять новый закон, надеясь, что это будет панацея от всех бед. Но это не так. Одна из мер – изменение требований к инициированию законов. 

Неважная ситуация в стране и с политическим консалтингом. В нулевых годах настоящего столетия появились первые политические консультанты, однако услуга оказалась невостребованной. Политический консалтинг «перепутали» с пиаром, и он ушел в тень. Рынок сузился, произошла подмена понятий. 
Создавать партию, содержать ее и с ней работать стоит больших ресурсов. В команде должны быть профессиональные политические консультанты, пиар-специалисты, политтехнологи, социологи, которые знают запросы и ценности своих избирателей. Таких единицы. 

Как отметили эксперты, в политике стали любить так называемые «фейерверки», но перестали воспринимать политику как долгосрочную перспективу. Если посмотреть на опыт других стран, их политические деятели достаточно методично вкладываются в свой образ и имидж. У них также есть взлеты и падения, но они буквально учатся на своих ошибках. У них политика долгосрочна. У нас же после выборов о новой политической партии ничего не слышно. Несмотря на то, как ее поддерживали до. 

От лоббизма и политического консалтинга обсуждения перетекли в вопросы этики и хайпе в журналистике, точнее, как отечественные медиа балансируют между соблюдением этических норм и хайпом. Среди спикеров были Сергей Пономарев, Дана Саудегерова, Сырым Иткулов, Газиз Абишев и другие.

Ввести людей в заблуждение всегда просто, а если ролик снят в студии, а диктор говорит заумными словами своим низким «доверительным» голосом, то в разы больше. Особенно много неверной информации было при паводках в стране, когда положение достигало критической отметки. Выходили фейковые новости о том, что вода подступает к столице, а бороться с ней некому или что вода в Иртыше заражена из-за затопленных скотомогильников и кладбищ. Сергей Пономарев, журналист и ныне депутат мажилиса РК, предоставил статистику нарушений и рассказал, как с этим бороться.

«Паводки прошли совсем недавно и дали нам очень много материалов для размышления. Я видел, как люди реагируют на информацию, что не соответствует действительности. Вы знаете, только 20% граждан страны обладает критическим мышлением, а подавляющее большинство, к сожалению, верят безоговорочно, особенно если это прочтено доверительным дикторским голосом. Фейки сеют панику, и особенно уязвимы те люди, которые находятся в беде. И если автора в Казахстане выявить не составит труда, то заграничного пользователя практически невозможно.

Я получил ответ от премьер-министра, что же было сделано, кроме разъяснительной работы. Наши спецслужбы проводили мониторинг и выявили 41 факт распространения заведомо ложной информации. К административной ответственности привлечено 29 лиц, арестовано шесть, по двум фактам начато досудебное расследование. А 92 публикации противоправного характера направлены в прокуратуру для правовой оценки. Эта тема на контроле государства», – отметил Сергей Пономарев. 

Сейчас проблему для медиа составляет не только искусственный интеллект с ботами, но и обычный пользователь. Стоит понимать, что сейчас любой человек с телефоном – создатель контента. Распоряжаться его телефоном никто не имеет права, и он начинает создавать новости. Только по итогу попадает в них сам. Особенно попадают в рейтинг посты с заголовком «Максимальный репост» с красными восклицательными знаками. Пользователи репостят такие новости, практические не глядя, не проверяя их на достоверность. 

Журналист и специалист по коммуникациям Дана Саудегерова считает, что «хайпует» время от времени и правительство:

«Здесь проблема не только в распространителях, но и в государственных коммуникациях тоже. В начале паводков был большой коммуникационный кризис. Это позже появился круглосуточный информационный штаб. И если бы госорганы действовали поактивнее, а в штабе сидели настоящие спикеры, может быть, и не было сообщений про зараженные реки и так далее».

Журналист и блогер Сырым Иткулов посоветовал астанчанам следить за своими алгоритмами в социальных сетях, чтобы попадались только качественные новости:

«Когда вы вечером смотрите два-три юмористических ролика, а потом попадается маргинальный контент, вы не понимаете, почему вам не попадается контент с действительно полезной информацией. Потому что алгоритм посчитал, что вам он не нужен».

Он также обратил внимание на тему социально-бытового насилия, расправ и убийств, которую освещают во всех социальных сетях, а кто-то поднимает эти темы для хайпа. В основном люди думают, что «жести» стало много только в последнее время, на самом деле это происходило и в 90-е, и в нулевые, и в 2010-е, просто нигде особо не освещалось.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: