Авторы британского издания The Guardian опубликовали статью, в которой рассказали, как Москва использует связи с соседними странами для депортации и арестов антивоенно настроенных россиян, бежавших после вторжения в Украину, передает ИА «NewTimes.kz».
В публикации приводится несколько примечательных историй, как люди столкнулись с арестами и угрозой депортации по запросам российских властей, несмотря на попытки Центральной Азии сохранять нейтралитет. Так, 23-летний Лев Скориакин покинул Россию в январе 2023 года после обвинений в организации протеста возле штаб-квартиры ФСБ в Москве. Когда российские власти конфисковали его паспорт, у него осталось немного направлений для побега.
«Я мог выбрать Армению, Казахстан или Кыргызстан. Не знаю, почему выбрал Кыргызстан. Тогда мы (россияне, пытавшиеся покинуть страну — Прим. Ред.) думали, что если не будем высовываться, то будем в безопасности. Но мы ошиблись», – рассказал собеседник издания.
Поздно вечером 16 октября 2023 года группа сотрудников кыргызской службы безопасности постучала в дверь его хостела в Бишкеке и попросила Льва пройти с ними. Они отвезли его в аэропорт и передали российским силовикам, которые надели на него наручники и сопровождали на рейсе до Москвы.
В публикации рассказывается, что после вторжения России в Украину сотни тысяч россиян уехали в поисках безопасности и чтобы избежать мобилизации, многие направились в Центральную Азию. У многих из них нет загранпаспортов, а Казахстан и Кыргызстан можно посетить по российскому удостоверению личности. Однако все больше россиян убеждаются, что соседние страны региона, особенно Кыргызстан и Казахстан, далеки от безопасного убежища, пишет издание.
Согласно отчету Freedom House о транснациональных репрессиях, только в 2022 и 2023 годах по запросу России из Казахстана и Кыргызстана было задержано или депортировано как минимум 14 россиян.
«Россия преследует три основные группы людей. Это, конечно, бывшие военные и солдаты, которые боялись призыва на войну и дезертировали. Затем — независимые активисты, в том числе анархисты и антивоенные деятели, которые также оказывались задержаны за свою активность и иногда депортированы. Третья группа — журналисты», – отметил Грэди Воэн из Freedom House.
В статье говорится, что страны Центральной Азии, особенно Казахстан и Узбекистан, стараются сохранять нейтралитет с момента вторжения России в Украину, но сотрудничество местных служб безопасности с российскими продолжается.
«Существует история координации, которая облегчила России возможность полагаться на службы безопасности этих стран для усиления давления или запугивания российских эмигрантов», – добавил Воэн.
Другая собеседница издания, 29-летняя Алина Горшенина, родилась и выросла в Кыргызстане. В июне девушка отправилась с организованной экскурсией в Алматы вместе с матерью и 10-летней дочерью, чтобы отметить День защиты детей. На границе ее задержали.
Не зная об этом, российские власти выдали международный ордер на ее арест, обвинив ее в нанесении телесных повреждений судье в России. Думая, что ее просто отправят обратно в Кыргызстан, Алина сказала матери и дочери продолжить поездку без нее.
Алина была в России всего дважды в жизни — последний раз семь лет назад — но работала волонтером в команде Алексея Навального и активно выступала против политики президента РФ Владимира Путина, часто вступая в споры в соцсетях с его сторонниками.
«Мои посты, видимо, задели кого-то наверху», – рассказала она Guardian.
Алина провела два месяца за решеткой в Казахстане, прежде чем ее освободили и позволили вернуться домой. Сейчас она работает с российским адвокатом, чтобы бороться с обвинениями дистанционно.
Казахстанский юрист Мурат Адам, работавший по нескольким делам о задержанных по запросу России, также дал комментарий британском изданию.
«Думаю, Россия пытается запугать людей и показать, что и активистов, уехавших за границу, можно арестовать. Им важно посеять страх», – поделился мнением юрист.
В некоторых случаях Казахстан отказывался депортировать людей в Россию. Однако, по словам Адама, это было не по доброй воле казахстанских властей, а потому, что Россия не предоставила всех необходимов документов для депортации.
«Наша генпрокуратура согласилась бы депортировать этих людей, если бы Россия предоставила достаточно доказательств их вины и намерений их судить. Но никто не предоставляет информацию, и Казахстан не может держать людей под стражей бесконечно», - рассказал Адам.
После своей экстрадиции в Россию Скориакин ожидал длительного срока. Однако, признав себя виновным, он получил штраф и был освобожден. Сейчас он переехал в Германию, где ему было предоставлено убежище до отъезда в Кыргызстан.
«Я не чувствую себя полностью в безопасности нигде, но тут определенно безопаснее, чем в Кыргызстане. Цель России одна: показать, что никто не сможет сбежать от них», – сказал он.
Напомним, в ходе встречи с канцлером Германии Олафом Шольцом в сентябре этого года Касым-Жомарт Токаев по просьбе гостя высказался по поводу урегулирования ситуации вокруг Украины. Тогда казахстанский лидер отметил, что фактом является то, что в военном отношении Россия непобедима, а дальнейшая эскалация войны приведет к непоправимым последствиям.