суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Плох тот план, который не может быть планом Маршалла

Большинство ведущих стран прошли долгий путь до статуса индустриальной державы. К примеру, Франция понадобилось 104 года, Германии – 68, США - 54. Стремительно в ряды лидеров прорвались Тайвань – 20 лет и Южная Корея – 19. Однако, эти «вундеркинды» своими быстрыми успехами обязаны, главным образом, американской щедрости в рамках второго «Плана Маршалла». 

США по сути повторили План Маршалла в двух союзных им развивающихся стран ―  стратегических  «предместий» СССР и Китая. Так, с 1954 до 1961 годы Южная Корея получила больше грантов из Штатов, чем Всемирный Банк выдал их всем странам третьего мира ― $2,5 млрд против $2,32. Безусловная заслуга руководства Южной Кореи состоит в том, что она сумела максимально эффективно реализовать свое геополитическое положение. 

Этапы большого пути 

Прежде всего, стоит вкратце рассказать о главных задачах трех пятилеток программы индустриализации Казахстана (2010-2024 годы). Фигурально выражаясь, целью первой пятилетки (2010-2014) была остановка процесса деиндустриализацию экономики. Эта цель достигнута. 

Цель второго этапа ― рост конкурентоспособности обрабатывающей промышленности. Сверхзадача третьей ― начать конкурировать на рынке макрорегиона. И все это за 15 лет. 

Казахстану таких льготных условий, как Корее не создавали. Соседний Китай сегодня сам является «фабрикой мира», глобальная конкуренция производителей конечной продукции сегодня не в пример сильнее. Да и программа ФИИР стартовала в 2010 году, когда мировая экономика только начала восстанавливаться после кризиса. 

И все же, насколько успешным в предлагаемых условиях была первый этап индустрии?   Финансовый показатель ― в номинальном выражении каждый вложенный в ФИИР тенге принес около трех тенге дохода.  Благодаря этой программе и созданию Таможенного союза, в первой пятилетке индустриализации Казахстан добился высоких темпов роста обрабатывающей промышленности (ОП) ― 8%. По этому показателю наша страна заняла второе место в мире после Турции. 

Главным показателем внешней оценки потенциал экономики РК является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). За годы первой ФИИР удалось привлечь $17,6 млрд. в обрабатывающую промышленность, что почти втрое больше, чем за аналогичный период. Ее доля в общем объеме ПИИ выросла с 7% до 14%. Реальный прирост ВДС (валовой добавленной стоимости) ОП составил 24,5% (с 1,8 до 3,7 трлн тенге)

По мнению аналитиков АО «Казахстанский институт развития индустрии» (КИРИ) в обрабатывающей промышленности за годы реализации ГПФИИР можно выделить 14 ключевых изменений ― так, начиная с 2011 года, ОП опережала по темпам роста горнодобывающую отрасль.  Причем, Казахстан является лидером по реальному росту ОП среди стран Таможенного Союза (ТС).  Появилось 28 новых (значительных) секторов ОП. В каждом третьем секторе ОП имеется производство с участием иностранного инвестора. При этом номенклатура экспортируемых товаров увеличилась на 38%.

Кроме того, выросла доля отечественного производства во внутреннем потреблении ряда технологически сложных товаров. Стоит отметить, что производительность труда в ОП повысилась почти в 1,6 раз. Казахстан вошел в ТОП-50 стран мира по этому критерию, а энергоемкость экономики страны снизилась на 18,6%. 

Новые проекты пятилетки стали толчком для реиндустриализации в 7 регионах (обновление 20% всего производства обрабатывающего сектора). При этом развитие СЭЗ переведено из вялотекущего режима в фазу активного заполнения индустриальными проектами. Достигнут исторический максимум по всем основным показателям инновационного развития. По мнению международных экспертов, в РК совершен рывок в развитии инноваций. 

Например, в разделе новые товары, производимые предприятиями с участием иностранных инвесторов, безусловным лидером является машиностроение. Здесь можно назвать 33 работающих проекта ― с IVECO, Airbus, Toyota и др. Это автотранспортные средства, локомотивы, вагоны, машины и оборудование для металлургии, вертолеты и т.д. Их совокупный региональный экспортный потенциал оценивается в $129,2 млрд. 

В сфере ГМК ― 7 проектов (POSKO, Sumitomo т.д.) с мировым экспортным потенциалом в $25.1млрд. 

Химическая промышленность представлена 5 совместными проектами с мировым экспортным потенциалом в $30.1 млрд. 

В сфере АПК работают 11 проектов с Danone – йогурт, детское питание, региональный экспортный потенциал $2 млрд. 

Важно отметить, что по Карте индустриализации (КИ) реализовано 770 проектов на сумму 3 трлн тенге. Из них 65 проектов с иностранным участием на сумму 849 млрд. тенге. Причем, 80% из них ― новые производства, а 20% ― модернизация и расширение. Эти предприятия произвели продукции на 4,2 трлн. тенге. Из них порядка 100 проектов экспортировали продукцию на сумму 977 млрд. тенге ― это 23% от общего объема производства.

Не менее важно, что Казахстан вплотную приблизимся к группе стран, «движимых инновацией». По общему индексу технологической готовности к инновациям, мы в ТОП-50.    

Бренды на экспорт 

Согласно ГПИИР на вторую пятилетку, работа будет идти по следующим направлениям - консолидация политической и бизнес элит вокруг идеи индустриализации, создание в РК инвестиционного хаба, внедрение международных стандартов управления, создание качественных рабочих мест. А также система «быстрого» трансферта технологий, усиление кооперации между крупными предприятиями и МСБ (локальные поставщики). Наконец, это начало активного экспорта в приграничные территории РФ и Китая. 

Структура новой экономической политики Казахстана такова, что разные отрасли дополняют друг друга и в идеале должны дать синергический эффект. Во-первых, это сырьевые секторы ― нефтегазовая отрасль, горно-металлургический комплекс, агропромышленный комплекс. Здесь цель ― обеспечение устойчивого макроэкономического роста за счет разумного экспорта ресурсов. Это позволит нарастить валютные запасы для импорта технологий и ресурсов для других секторов. 

Во-вторых, обрабатывающая промышленность ― производство продукции для удовлетворения спроса ресурсных секторов, а также, обладающие экспортным потенциалом на рынках макрорегиона. Цель: форсированный рост секторов и недопущение стагнации экономики; обеспечение экономики качественными и высокопроизводительными рабочими местами. Это, по мнению экспертов, позволит выбраться из «ловушки среднего дохода». 

С ОП тесно связана через ГПИИР «новая экономика», развитие которой определяется результатами научных исследований и разработок ― нанотехнологии, биотехнологии, генная инженерия. Здесь ставится цель: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности страны. Это позволит не допустить долгосрочный разрыв между РК и развитыми странами.

Важно подчеркнуть, что, по мнению аналитиков Всемирного Банка, глобальная тенденция такова, что рост ВВП во всем мире, в том числе и в РК, будет определяться не производством, а развитием сферы услуг. Но развитие инновационной индустрии придает экономике любой страны устойчивость. И в этом ее стратегическая значимость. 

Четвёртый сегмент ― секторы услуг, напрямую не связанные с реальным производством и НИОКР ― это туризм, инфраструктура, логистика и транзит, коммуникации.  Здесь главная цель государства -  массовое обеспечение занятости ― поглощение спроса на рабочие места из высвобождающихся секторов.  При этом, необходимы опережающие темпы роста сектора для безболезненного перетока трудовых ресурсов.  

К примеру, по данным КИРИ, за последние десятилетия из ГМК высвободилось по разным причинам около 40% работников. Однако   эта отрасль по-прежнему продолжает оставаться трудоизбыточной, и повышение производительности труда неизбежно поставит вопрос занятости в будущем. 

В рамках второй пятилетки обрабатывающая промышленность может стать драйвером роста всей экономики. При этом, выбраны «направления главного удара» ― 6 приоритетных обрабатывающих отраслей ― металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, производство строительных материалов и пищевая промышленность. Отрасли, в свою очередь, разделены на 14 секторов, в рамках которых в соответствии с тремя критериями (рыночная привлекательность, конкурентоспособность РК, «сложность»)   отобраны 152 товара из 2233. Из них 72 товара уже производятся в стране. 

Их общая импортная емкость составит $253,5 млрд.  В том числе в РК ― $9,9 млрд, ЕАЭС ― $54,6, макрорегион ― $189,9. Одним из главных критериев отбора инвестпроектов является производительность труда не менее $127 тысяч на одного работника. 

Государство намерено сконцентрироваться на развитии кластерного подхода ― одного национального кластера в базовом ресурсном секторе, трех территориальных ― в рыночно ориентированных секторах ОП, а также двух инновационных ― в секторе «новой экономики». 

В рамках ГПИИР 2015-2019 ставится задача привлечения ТНК (транснациональных компаний) и экспорт брендов «Сделано в Казахстане». Будет реализован 141 проект на сумму $26,7 млрд, в том числе, 62 в рамках Карты индустриализации.  Из них по 50 проектам будут заключены инвестиционные контракты. Например, в ГМК намечены 27 проектов с мировым экспортным потенциалом $130.4 млрд. 

Что же касается экспорта отечественных брендов, то поставлена амбициозная задача создать мировые бренды в четырех областях ― производстве ядерного топлива, титановых изделий, сложных удобрений и ферросиликоалюминия. Это сферы, где наша страна является одним из мировых лидеров. И 9 брендов для регионального экспорта ― производство локомотивов, трансформаторов, молочной продукции и т.д. 

P.S. При подготовке статьи использованы аналитические материалы АО «Казахстанский институт развития индустрии».

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0