В упраздненном селе Камышлово, на севере страны, не собирается покидать свой дом семья Ивановых. До областного центра 136 километров, но жизнь здесь будто застыла: вокруг заброшенные дома и пустыри. Когда-то перспективное село превратилось в вымирающее, но Ивановых это не пугает. Уезжать они не хотят, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал «Астана».
Добраться до села Камышлово, что в районе Магжана Жумабаева Северо-Казахстанской области, задача не из простых. Особенно после дождей: шесть километров проселочной дороги превращаются в настоящее бездорожье, которое можно преодолеть только на технике с высокой проходимостью. Но куда более удручающее впечатление производит само село, расположенное всего в трех километрах от российской границы. Кажется, жизнь здесь остановилась. Единственное, что нарушает тишину – дом на окраине, где до сих пор живет семья.
Сергей Иванов обходит окрестности – места, где когда-то кипела жизнь. Еще несколько десятков лет назад Камышлово было перспективным селом: здесь работали школа, детский сад, магазин, медпункт и Дом культуры. На дискотеки в местный ДК приезжали из окрестных сел, а рабочие места обеспечивал совхоз, в котором трудилось почти все трудоспособное население. Но с распадом совхоза начался отток людей, а когда в школе остались только начальные классы, стало ясно, село умирает. В прошлом году Камышлово официально упразднили.
«Было две улицы, дворов сто, человек 500 жило. В основном переселенцы. Последняя семья уехала два года назад. Мы остались одни», – рассказал Сергей Иванов.
Сегодня в Камышлово живет только семья Ивановых: Валентина Ивановна и трое сыновей. Ей 72 года, и более полувека она провела в этом селе. Работала дояркой, техничкой в магазине, ее муж — трактористом. Здесь родились и выросли дети. Несмотря на одиночество и отсутствие удобств, уезжать из родной деревни семья не собирается.
«Приезжали, предлагали уехать, с документами. А мои сказали: куда мы поедем? Зимой дорогу не чистят — не беда. Сережа знает, как и на чем ездить. Я им шучу — купите собаку и езжайте», – поделилась Валентина Иванова.
Семья живет за счет личного хозяйства. Разводят лошадей, коров, выращивают баранов — их в подворье около 260 голов. Есть собственный трактор. Воду пьют из местного водоема — пробы, по словам Ивановых, берутся дважды в год, и вода признана пригодной для питья. Связь и интернет работают. За продуктами ездят в Булаево или в соседнее село Конюхово.
«Акимат приезжал, объяснили, что село упраздняют, присоединили к Конюхово. Свет могут отключить, дорогу чистить перестанут. Пока чистили. Главное, чтобы электричество не убрали. Если останемся — придется снегоход покупать. Так и будем жить», – говорит Сергей Иванов.
В 2024 году только в Северо-Казахстанской области было упразднено 45 сел. Семь из них исчезли полностью, еще 38, включая Камышлово, были присоединены к более крупным селам. По документам они теперь — просто улицы.
По словам пресс-секретаря акима СКО Тимура Абдреш, для жителей ничего не меняется.
«Государство сохраняет обязательства – электроснабжение, дороги, почта. При согласии на переезд выделяется финансовая помощь – 15 МРП на человека, это около 58 тысяч тенге. Также районный акимат обязан предоставить арендное жилье», – отметил Тимур Абдреш.
С 1991 по 2019 год в Северо-Казахстанской области исчезли 160 сел. После паузы в 2024 году началась новая волна оптимизации. По официальным данным, в очереди на упразднение — еще 109 населенных пунктов. Их судьба пока не решена.