понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-0oC
Астана:
icon
-1oC
×

45-й Роттердамский МКФ: извне и изнутри

В эти дни с 27 января по 7 февраля в Роттердаме (Нидерланды) проходит один из самых оригинальных кинематографических международных кинофестивалей. Его особенность – в его направленности в сторону нового экспериментального кино начинающих кинематографистов и интересом к фильмам стран восточного региона. Должно быть не случайно в этом году здесь участвуют работы самых независимых по взгляду и мысли двух молодых казахстанских режиссеров. В конкурсной программе - фильм Адильхана Ержанова «Чума в ауле Каратас», а на рынке кинопроизводства CineMart – проект будущей картины Эмира Байгазина «Над городом». Кинорежиссер Адильхан Ержанов прямо с главных площадок кинофестиваля виртуально беседует с кинокритиком Инной Смаиловой и у читателей ИА «NewTimes.kz» есть эксклюзивная возможность извне и изнутри ощутить дух нового кино.

Об особенностях Роттердамского кинофестиваля

Мнение от кинокритика:

- У Роттердамского кинофестиваля – свое лицо в фестивальной когорте культовых киноплощадок. Здесь нет помпы и мишуры вечерних нарядов, отсутствует лоск классики и звездного традиционного киноэтикета, здесь царит свободное дыхание независимого голландского духа, для которого нет границ и особых правил. И это касается не только кинематографа, но исамой жизни, в архитектурном пространстве, в котором спокойно совмещается чисто голландская картинка с модерновыми хай-тековскими разной конфигурации, формы, цвета высотками. Если выделить что-то общее в этой стилистике – первое, что приходит на ум – форма в движении пространства и времени. Пожалуй, те же компоненты – свободы мысли и творчества в содержании и интерес к новой изобразительной форме, являются лицом самого кинофестиваля.

Не для протокола от режиссера Адильхана Ержанова:

- Оригинальность Роттердама в том, что это единственный престижный фестиваль в мире, полностью посвященный молодому поколению. Соответствующий протокол - отсутствие красных дорожек, звезд, помпезных банкетов и священных коров. В этом году изменена программа фестиваля - если раньше существовал конкурс только для дебютантов, то сейчас акцент смещен в сторону секции для не дебютантов, учреждены призы для них и т.д. Здесь много ведется разговора о кино и политике, о том, как цензура сегодня подавляет свободу творчества. На закрытом круглом столе, где высказывания записываются анонимно, я многое узнал о положении китайцев, к примеру. На одном из фестивалей одного китайского режиссера полиция Китая пыталась выкрасть прямо из гостиницы. Один из участников Роттердама не может вернуться на родину, потому что все участники съемочной группы под следствием, а продюсер сидит в тюрьме. И это не смотря на то, что никакой политики в его картине не было

О программе фильмов и главных участников

Взгляд кинокритика:

- По информации, в этом году конкурсная программа на Роттердамском МКФ претерпела перемены, сократилось количество фильмов, что точнее нацеливает фокус-взгляд на обозначенные работы. И тем ценнее, что казахстанская картина «Чума в ауле Каратас» - единственная конкурсная со всего региона Центральной Азии и России.

Что показательно, наши участники на кинофестивале - и Адильхан, и Эмир, - вместе заканчивали одну мастерскую, в одно время начинали снимать, параллельно получили по миру ряд крупнейших наград и номинаций. Эмир Байгазин – за картину «Уроки гармонии», АдильханЕржанов – за фильмы «Строители», «Хозяева». Это новое поколение казахстанских кинематографистов эпохи независимости, независимы и в своих взглядах. Они свободно с помощью авторского почерка говорят о том, что их тревожит даже вопреки, возможно, желанию заказчиков. Новая лента Адильхана «Чума в ауле Каратас» уже хорошо известна в Казахстане тем, что снята в рамках второго проекта партизанского движения за крошечный бюджет (финансирование фонда Сорос-Казахстан), напомню, что первая картина казахстанских кинопартизан «Шлагбаум» Жосалана Пошанова в прошлом году получила ряд международных наград.

О той же программе с места событий от Адильхана Ержанова:

- В этом году изменена программа фестиваля - если раньше существовал конкурс только для дебютантов, то сейчас акцент смещен в сторону секции для не дебютантов, учреждены призы для них и т.д. То есть, Роттердам делает продвижение в сторону захвата новых территорий - генерирует новый язык, новые идеи.Составители программ, с кем я познакомился - очень молодые и полные энергии таланты, как например Евгений Гусятинский, который очень заинтересован в казахском кино.

О конкурсном казахстанском фильме «Чума в ауле Каратас»

От кинокритика Инны Смаиловой:

- В фильме все условно. Условный молодой человек в условном ауле «Каратас» пытается стать лекарем странного больного мира, только мир не желает этого вмешательства. Картина неоднозначная, другая и странная в том смысле, что вся построена на символическом ряде каждого эпизода и сцены. В ней нет даже намека на настоящую реальность – только искаженные формы субъективного болезненного взгляда на действительность, в которой мы условно живем.

Атмосферно - здесь мало чувств, все скрупулезно просчитано до каждого сантиметра и строится на авторской даже не мысли, она прочитывается с первых кадров и мало сюжетно двигается, а желаниипоказать этот мир во всех деталях со всех сторон. Поэтому в фильме нет развития действия, в нем – скрытые автором в изобразительной стилистике немецкого экспрессионизма – со светом и тенями, условные смысловые элементы. Великолепный художник, работавший на картине ЕрмекУтегенов просто свободно творил, и каждый кадр в фильме насыщен его мастерским дыханием оживления предметов и цвета. Даже статуэтка Ленина и древний балбал становятся героями благодаря идее застывшей в веках вечности косности и апатичности народного сознания.

Режиссер явно отдает предпочтение стилю – работе со светом и символикой, чем развитию мысли, движения самой истории. И, к сожалению, эта композиция вкупе с утрированностью актерской игры на камеру, тормозит восприятию фильма, как ощущению чего-то настоящего, живого от жизни, возводя всю постановочную условность все-таки в ранг театральной традициитого же абсурда. Но предложенная режиссером тема, где слышен авторский крик, с какой стороны не смотреть, экспрессионистки верна, а уж кто более абсурден автор или пространство, это только проблема выбора самим зрителем.

Ответ режиссера кинокритику:

О чем:

- Я выбрал эту историю, потому что она анекдотично и просто раскрывает абсурд нынешней ситуации в нашем обществе. Есть такие очевидные вещи, как коррупция и воровство во всех слоях социума, но официально принято об этом умалчивать. То есть чума как бы есть, но это не чума, а грипп. И то же самое происходит в казахстанском кинематографе. Идет уход в героическое прошлое, в ромкомовские подражания голливуду, но нет попытки исследовать эпоху посредством кино.

Об изобразительной форме:

- Форма в фильме продиктована временем. Экспрессионизм - это искаженные формы реального мира.Проблема в том, что реальный мир сегодня искажен настолько - что экспрессионизм при всей его утрированности - самое честное, что можно предложитьУсловность в фильме - правила игры. Если реальности нет, то можно выдумать какую угодно реальность - иными словами, только та действительность в кино настоящая, которая выдерживает целостность правил, выдуманных автором.Я остро чувствую потребность исказить существующее вокруг, передать мир вуничижительных,осмеющихся формах, я нуждаюсь в том, чтоб настолько нелепо выразить привычный всем порядок, что внезапно моя непотребщина обретает  нечто более высокое.

Главнейшие компоненты моего способа выражения истории в фильме - это:

1. Свет. Игра света подчас выражает гораздо больше, чем композиция и диалоги. Потому я выбрал ночное время суток, чтоб свет стал главным героем.

2. Карикатура. Один из важнейших инструментов экспрессионизма. Мы насыщали каждый план деталями и придавали всему в кадре - единство стилевой условности. 

О том, как приняли фильм на кинофестивале:

- У меня не было никаких ожиданий, и фестиваль проходит, как и все другие фестивали. Неспешный ритм, обстоятельные процедуры, все достаточно хорошо организовано.Зритель у них охотно идет даже на мой фильм, несмотря на достаточно недешевые билеты. Тут по протоколу пять показов, пригласили на интервью в специальную программу для голландского ТВ, называется «Смелый разговор». Ведущий один из ведущих критиков Британского института кино Джефф Эндрю. Профессиональный интерес был со стороны российских кинокритиков. Например, Петр Шепотинник взял отличное интервью для канала Культура (программа Кинескоп), выйдет в апреле, ему понравился фильм. Внимание россиян понятно, близкий регион, один язык. Внимание приятно.

Р.S.Приятно и нам поздравить режиссера с премьерным показом на таком крутом кинофестивале, ждать его завершения и приятного внимания теперь уже со стороны земляков.

Инна Смаилова, кинокритик.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0