В Астане проходит судебный процесс над инспектором по труду профсоюза предприятия OilConstructionCompany (ОСС) Нурбеком Кушакбаевым. Его обвиняют по статье «Действия, провоцирующие к продолжению участия в забастовке, признанной судом незаконной».
Напомним, в январе 2017 года межрайонный экономический суд Южно-Казахстанской области вынес решение о ликвидации Конфедерации независимых профсоюзов. Офис Конфедерации располагался в Шымкенте, в нее входил профсоюз предприятия OCC. Работники компании ОСС выступили против ее закрытия, и с 5 по 21 января провели акцию протеста – объявили голодовку. Нурбек Кушакбаев стал одним из инициаторов акции. Тот факт, что протест был признан незаконным, не только властями, но и самим президентом ликвидированной Конфедерации Ларисой Харьковой, его не смутил.
Разбираться с протестующими власти решили официально. Более 60 участников акции были привлечены к гражданской и административной ответственности. Суд обязал их выплатить штрафы в размере от 20 до 50 МРП и возместить ущерб на общую сумму 3 854 870 тенге. Инициаторы голодовки Амин Елеусинов и НурбекКушакбаев были арестованы на 2 месяца и доставлены в Астану.
Данная мера не осталась незамеченной. Так Международная конфедерация профсоюзов потребовала от казахстанских властей прекратить гонения в отношении лидеров профсоюза компании ОСС и освободить их. Международная правозащитная организация HumanRightsWatchтак же выступила с громкими заявлениями ипризвала партнеров Казахстана, в том числе Европейский союз, Канаду и США повлиять на Астану. Организации направили свои письма Президенту Нурсултану Назарбаеву, с требованиями прекратить судебное преследование оппозиционеров. Причем правозащитников совершенно не смутил тот факт, что судебная ветвь власти, по идее должна быть независимой и неподдающейся постороннему влиянию.
За что же судят Амина Елеусинова и Нурбека Кушакбаева? При более внимательном взгляде на проблему, ореол политических мучеников вокруг профсоюзных лидеров, увы, меркнет. Так Амина Елеусинова обвиняют и судят отнюдь не за оппозиционные взгляды, а за… хищение средств профсоюза. С Нурбеком Кушакбаевым, активно протестовавшим против закрытия Конфедерации и призывавшим коллег к голодовке, тоже не все так просто. Да и саму Конфедерацию независимых профсоюзов решили ликвидировать не за то, что она слишком рьяно отстаивала права работников, а за банальное нарушение норм казахстанского законодательства.
Прекрасно проясняет картину выступление экс-президента ликвидированной Конфедерации, Ларисы Харьковой.
«Закон суров, но это закон, ― заявила она на брифинге в Шымкенте. ― До августа 2016 года Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана должна была создать филиалы в 9 регионах страны, как того требует законодательство о профессиональных союзах. Однако мы не смогли набрать необходимое количество сторонников. Органами юстиции нам было отведено дополнительное время — до конца 2016 года. К сожалению, нам не удалось выполнить требование».
Не сумев собрать необходимую по закону численность коллективов, (что само по себе говорит об «актуальности» и «популярности» данного профсоюза среди народных масс), лидеры решили продавить решение о сохранении организации протестным путем.
Здесь же, на брифинге Харькова заявила, что лично она выступала и выступает против незаконной голодовки.
«Официально хочу заявить, что голодовка рабочих ТОО «OilСonstructionCompany» со мной не согласовывалась, каких-либо указаний по проведению акций протеста я никому, в т.ч. Елеусинову и Кушакбаеву, не давала», ― подчеркнула экс-президент.
По словам Харьковой, в данной ситуации имелись и более мирные методы решения проблемы.
«Нам не удалось выполнить требования закона, в связи с этим наша Конфедерация ликвидирована, ― констатировала она. ― Но нам никто не запрещает создать ее вновь на законных основаниях»..
Вместо реальной деятельности по защите прав работников, лидеры бывшей Конфедерации кинулись зарабатывать себе скандальный имидж политзаключенных, используя ситуацию и тех, кого они обязались защищать, в качестве «стартовой площадки». Насколько такая позиция положительно скажется на казахстанских профсоюзах сказать сложно, однако свое количество политических баллов, при поддержке международных организаций, оппозиционные лидеры непременно получат.