суббота, 4 мая 2024 г.
icon
444.14
icon
477.05
icon
4.85
Алматы:
icon
21oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

План нации: Через новые правила отбора прошли более 190 судей

Новые правила формирования судейского корпуса повышают качество работы судов. Такое мнение высказал руководитель департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК Нурсерик Шарипов в ходе пресс-конференции в правительстве о результатах внедрения новых правил формирования судейского корпуса в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов».

В рамках исполнения Плана нации были существенно ужесточены квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Для них введено психологическое тестирование и проверка на полиграфе. Кроме того, возрастной ценз для кандидатов в судьи был увеличен с 25 до 30 лет, а также пересмотрен обязательный двухлетний стаж по юридической профессии.  

«В текущем году по новым правилам отобран и уже назначен на должность судьи местных судов 191 кандидат. Теперь судьи подтверждают свою квалификацию после первого года работы и в последующем каждые пять лет. В текущем году проведена оценка профессиональной деятельности 140 судей. В 2016 году оценка проведена в отношении 1220 судей. Основная часть судейского корпуса подтвердила свою профессиональную компетентность», ― сказал Нурсерик Шарипов.

Напомним, в рамках реализации Плана нации «100 шагов» приоритетом реформ «Обеспечение верховенства закона» предусмотрено 19 целевых шагов по вопросам развития правовой системы страны. Из них 11 шагов по реформированию судебной системы, за реализацию которых отвечает Верховный суд. 

Первое – это оптимизация инстанций судебной системы для упрощения доступа граждан к правосудию. Переход от пятиступенчатой системы правосудия (первая, апелляционная, кассационная, надзорная и повторная надзорная) к трехуровневой (первая, апелляционная, кассационная).

Согласовано формирование трехзвенной судебной системы. Суд первой инстанции – районный суд, апелляционная инстанция – областной суд и кассационная инстанция – Верховный суд. Данное предложение обусловлено критикой существующей судебной системы, когда в одном областном суде сосредоточены апелляционная и кассационная инстанции. При этом кассационная инстанция сегодня фактически осуществляет функции надзора, то есть пересматривает вступившие в законную силу решения нижестоящих судов. Поэтому вполне логично, что она передается на уровень Верховного суда. 

Также ужесточаются квалификационные требования и механизмы отбора кандидатов на судейские должности. Поддержано предложение повысить до 30-ти лет возрастной ценз для кандидатов в судьи. При этом предлагается введение пятилетнего стажа работы, непосредственно связанного с участием в судопроизводстве. Это такие специальности как секретари судов, работники прокуратуры и адвокаты. Срок стажировки магистрантов в судах будет увеличен до одного года. Срок прохождения стажировки в судах других кандидатов – не магистрантов – будет также увеличен до одного года. Стажировка будет проводиться на освобождённой основе, с выплатой стипендии. Для них предполагается установить оплату в размере от 50 до 70% должностного оклада судьи. 
Полная стажировка, с отрывом от основного места работы, позволит стажерам в значительно большей степени усвоить правила организации работы судов и понять суть судейской должности. 

Вводится годичный испытательный срок для вновь избранных судей. По истечению испытательного срока кандидатура судьи должна будет утверждаться на пленарном заседании областного суда. При положительном заключении их профессиональные качества будут оценены квалификационной комиссией Судебного жюри. Затем они будут представлены Высшему судебному совету для решения вопроса о даче рекомендации для назначения Указом Главы государства на постоянный срок. 

Усилена подотчетности судей. Усиливаются требования к действующим судьям. Будет разработан новый этический кодекс судьи, а также расширяются возможности граждан по обжалованию действий судьи в Судебное жюри. В компетенцию обновленного жюри предлагается ввести вопросы оценки профессионального уровня действующих судей по истечении первых пяти и десяти лет работы, а также при участии в конкурсе на занятие должности в вышестоящем суде. Таким образом, это будут прямые инструменты проверки профессионального уровня судей. Это делается в полном соответствии с принципом меритократии, который применяется в системе государственной службы.

Внедрена аудиовидеофиксация (АВФ) всех судебных процессов в обязательном порядке. Интеграция системы АВФ со списком слушаний дел, размещенных на интернет-ресурсе, уже сейчас позволяет отслеживать время точного начала судебного заседания. Также участники судебных заседаний посредством централизованной системы хранения данных смогут воспользоваться возможностью просмотра в режиме реального времени записей судебных заседаний, зайдя в Судебный кабинет. Кроме того, в рамках АВФ планируется развивать возможность проведения дистанционных судебных заседаний посредством видеоконференцсвязи со следственными изоляторами и исправительными учреждениями. Применение дистанционных судебных заседаний при рассмотрении уголовных дел без этапирования подсудимых лиц, находящихся в следственных изоляторах и в местах лишения свободы, посредством видеоконференцсвязи приведет к экономии бюджетных средств и исключению других рисков. 

Расширена область применения суда присяжных. В частности, законодательное определение категории уголовных дел, по которым суд присяжных должен являться обязательным. Прорабатываются вопросы расширения сферы обязательного применения суда присяжных заседателей и оптимизации механизма их отбора. Расширяется перечень дел, рассматриваемых судами присяжных заседателей.

Обеспечен баланс между обвинением и защитой в судах за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина. В рамках усиления судебного контроля предложено передать следственному судье ряд дополнительных функций. Это санкционирование осмотра, выемки, обыска и личного обыска.

Создано отдельное судопроизводство по инвестиционным спорам, организация в Верховном суде инвестиционной коллегии для рассмотрения споров с участием крупных инвесторов. В Верховном суде будет создана еще одна коллегия. На нее будет возложена функция по рассмотрению дел с участием крупных инвесторов по первой инстанции. Соответствующие изменения уже предусмотрены в проекте Гражданского процессуального кодекса (ГПК).

ТАкже программа подразумевает создание в Астане Международного арбитражного центра AIFC на примере опыта в Дубае. Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым подписан Указ, предусматривающий создание финансового суда в рамках финансового центра города Астаны. Этот суд будет иметь особый статус и не будет входить в судебную систему нашей республики. Он создается на примере суда Дубайского финансового центра. В данном суде будут применяться нормы общего права наряду с действующим в Казахстане континентальным правом. Судопроизводство будет вестись на английском языке. Также здесь будет создан свой собственный коммерческий арбитраж.

ТАкже сокращается участие прокурора в суде по гражданско-правовым спорам для упрощения судебных процедур и ускорения судебного процесса, внесение соответствующих поправок в Гражданский процессуальный кодекс.
Обязательное участие прокурора сохранится только в следующих случаях – по инициативе суда или прокурора, когда затрагиваются интересы государства в отношении граждан, не имеющих возможности самостоятельно себя защитить, и когда требуется защита общественных интересов широкого круга лиц. Это, например, случаи массового нарушения трудовых, жилищных прав граждан, споры с участием трудовых коллективов и другие. Данные новации направлены на усиление диспозитивности гражданского судопроизводства.

Как отметил спикер, общий срок прохождения гражданских дел в судах сокращен вдвое. На четверть увеличилось количество дел приказного производства, на треть – оконченных с применением альтернативных способов разрешения споров. Значительно сократилось участие прокурора в суде.

«Существенно снижена численность «тюремного населения». Дают положительные результаты меры по расширению судебного контроля. Показывает высокую эффективность институт следственных судей. На высоком уровне остается качество отправления правосудия по всем категориям рассматриваемых дел», ― отметил представитель верховного суда.

Говоря о результатах работы по реализации 20 шага Плана Нации, спикер особо отметил, что все залы судов оснащены системами аудио- видеофиксации.

Кроме того, согласно 18-му шагу при верховном суде успешно функционирует Академия правосудия. В этом году состоялся первый выпуск магистров Академии из 53 человек. Начиная с прошлого года, успешно функционирует специализированная коллегия Верховного Суда по рассмотрению инвестиционных споров. Активную деятельность ведет и международный совет при верховном суде.

Вместе с тем, при верховном суде успешно функционирует Академия правосудия. 

«В текущем году состоялся первый выпуск магистрантов Академии из 53 человек. Также, начиная с 2017 года, выпускники Академии берут на себя обязательство в течение четырех лет участвовать в конкурсе на должность судьи. Мы их специально для этого готовим», ― рассказал он.

Продолжая свое выступление, Н.Шарипов отметил, что верховный суд оказывает экспертную и другую поддержку работе по созданию финансового суда и арбитража при Международном финансовом центре Астаны.

«Подводя итоги проведенной работы можно однозначно отметить прогрессивность проведенных реформ в рамках Плана Нации для повышения эффективности работы судов по отправлению правосудия», ― подытожил Н.Шарипов.

В рамках Плана нации и с учетом международного опыта осуществлен переход на институт частного судебного исполнения (ЧСИ). В закон «Об исполнительном производстве» внесен ряд изменений, позволивших в полной мере перейти на частную систему судебного исполнения. С 2016 года к государственным судебным исполнителям поступают документы, исключительно затрагивающие интересы государства. Все остальные категории отнесены к компетенции частных судоисполнителей, права и обязанности которых были существенно расширены.

В настоящее время наблюдается рост количества исполнительных документов у частных судоисполнителей. Если в 2014 году их было 352 тысячи, то в 2016 году количество превысило два миллиона.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0