Портал abai.kz разместил статью поэта, деятеля культуры РК Мырзана Кенжебая, в которой автор предлагает семь шагов казахизации государства.
Есть только один способ вывести из застоя самосознание казахской нации, возродить национальную гордость казахов ― это начать работу по казахизации государства, которая выглядит следующим образом:
Несмотря на то, что мы получили независимость 25 лет назад, можно сказать, что не предпринимаются действия, которые дали бы почувствовать и казахам, и другим, что страна принадлежит казахам. Вместо этого усилились громкие высказывания о том, что нужно всем вместе пользоваться землей казахов, богатствами их земли.
Каждое государство, ставящее цель сохранить целостность страны, прежде всего, стремится сформировать национальную идентичность. Казахская пословица «Бөлінгенді бөрі жейді» [«Отделившегося от стада съест волк» ― прим. NT] родилась, прежде всего, из раздумий о единстве народа.
Сегодняшняя ситуация в Казахстане развивается абсолютно в противоположном направлении. Например, наши некоторые государственные деятели, похоже, ведут политику, направленную не на объединение нации (казахстанцев), а на взаимное расслоение. Поневоле приходишь к такой мысли, слушая фальшивые лозунги, громкие речи не разбирающихся в тонкостях национальной политики и в национальных интересах общественных деятелей, политиков, в особенности русскоязычных.
Когда на торжественных собраниях, на праздниках из уст руководящих работников, выступающих с трибун, звучит: «В Казахстане больше 130 наций», приходишь к мысли, что либо они не обращают внимание на то, что говорят, либо всех казахов ― 67% населения страны ― принимают за невежд. Потому что когда народ государства делят на части по национальному признаку ― это не что иное, как бунт, говоря современным языком ― сепаратизм, экстремизм. Подобная классификация к добру не приводит.
Такие вступительные речи, риторика высокопоставленных чиновников являются ошибкой даже и в политическом контексте. Поскольку Казахстан - это не федерация, где живут сотни народов, не соединенные штаты, а унитарное государство. В нашем составе нет автономных республик, как в России. Мы ― единое государство, сплоченное государствообразующей нацией ― казахским народом. Поэтому населяющих нашу страну русских, татар, турков следует называть не «русским народом», «татарским народом», «турецким народом», а этническими группами в нашей стране.
Как не может быть в одном государстве двух правителей, так и не может быть двух языков. Поэтому неправильно делить языки, называя один - государственным, а другой ― официальным. Это не объединение наций, а их разделение!
Иногда в речах любителей поговорить о казахстанской нации или народах Казахстана наблюдается желание подражать Америке. И, с другой стороны, за 25 лет мы не смогли поднять на должный уровень статус казахского языка. Более того, принялись казахским детям, начиная с детского сада, насильно прививать трехъязычие. Это есть коварный план лишить казахов идентичности, чтобы они превратились в массу индивидуумов, у которых цели ограничиваются потреблением - чего бы поесть и что бы на себя надеть. Потому что бедные дети, с рождения говорящие на смеси английского и русского, в будущем, при всем желании, не смогут стать настоящими гражданами своей нации. А человек, который не смог стать гражданином своей нации, не сможет, как выражаются некоторые русскоязычные, стать и человеком «планетарного», «общечеловеческого масштаба». Это просто вздор! Пишут, что все, кто живут в Америке, свою нацию называют «американец». Лукавят, чтобы ввести казахов в заблуждение. В Америке китаец называет себя китайцем, немец ― немцем, англичанин ― англичанином, чернокожий ― чернокожим.
Все наши вышеупомянутые недостатки из-за того, что мы не отделились от фундамента, заложенного коммунистической идеологией, которая в течение многих лет правила в нашей стране. В противном случае у казахского государства был бы свой путь, проложенный предками. Не хуже, чем у других стран.
Мы могли бы стать образцовой страной, указывающей путь в Азии для всего тюркского мира. А мы лишились этих великих национальных качеств и особенностей, потеряли рассудительность и национальную гордость из-за того, что слушали коммунистов, комсомольцев и их приспешников. А всегда сложно вернуть то, что потеряно.
Мырзан Кенжебай,
поэт, деятель культуры РК