+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
24.11.2017 в 11:23

Пути модернизации уголовного процесса в Казахстане

Реформа уголовного процесса, проводимая в настоящее время в Казахстане, направлена на укрепление защиты прав человека в уголовном процессе, повышение состязательности сторон и расширение судебного контроля.

Как говорил А.Эйнштейн, никакая цель не высока настолько, чтобы оправдывать недостойные средства ее достижения.  Этот принцип применим и к борьбе с преступностью. Появление следственного судьи в Казахстане должно обеспечить баланс  между обвинением и защитой в судах.

Произойдет это за счет поэтапной передачи следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих  конституционные права человека и гражданина

Кстати, эта задача частично реализована в 22-ом шаге Нацплана страны.

Следствие ведут знатоки – судьи

Стоит отметить, что впервые процессуальная фигура следственного судьи появилась во Франции в 1810 году, в связи  с принятием «наполеоновского» Кодекса уголовного расследования. Так в континентальной Европе была создана принципиально новая система предварительного следствия, где  центральной фигурой стал независимый следственный судья (следователь) при суде первой инстанции.

Позже  этот институт был воспринят многими европейскими странам, в том числе и  дореволюционной Россией. В настоящее время данный институт  с различными вариациями существует  во многих странах. Причем, в большинстве западноевропейских государств следственный судья – это, по сути, судебный следователь. То есть, он самостоятельно определяет ход предварительного следствия и  по своей инициативе может собирать доказательства.

Согласно новой редакции УПК Республики  Казахстан,  начавшим действовать с 1 января 2015 года, следственный судья – это судья суда первой инстанции, осуществляющий контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов лиц в уголовном досудебном производстве. Он назначается председателем этого суда и при необходимости может быть переназначен.

В нашей стране следственные судьи действуют только в районных судах общей юрисдикции, рассматривающих уголовные дела, и в так называемых смешанных малосоставных районных судах.  Это обеспечивает единообразие понимания закона и его применения.

Следственный судья согласно статье 55 УПК наделен правом санкционировать 12 процессуальных действий и решений, рассматривать 8 воп¬росов и выполнять 8 иных полномочий.

При этом он осуществляет свои полномочия в соответствии с требованиями УПК, рассматривает вопросы, отнесенные к его компетенции, в том числе в рамках полноценного судебного заседания с участием сторон.  

В частности,  следственный судья рассматривает вопрос назначения экспертизы в случае заявления ходатайства защитника, которое не было удовлетворено органом, ведущим расследование.

Одним из способов защиты на стадии досудебного производства по уголовным делам является рассмотрение судом жалоб на действия (бездействие) и решения прокурора, органов уголовного преследования. Рассмотрение этих жалоб также относится к полномочиям следственного судьи.

Особое место в  досудебной стадии   уголовного дела занимает санкционирование   мер  пресечения — содержание под стражей, домашний арест, залог, временное  отстранение от должности, наложение ареста на имущество и др.   (Ст 55 УПК РК)

Решение следственным судьей всех этих жизненно важных вопросов  обеспечивает реальную состязательность и равноправие сторон в уголовном процессе.

Пора расширять полномочия

Сегодня можно утверждать, что  практика показала эффективность института судебного контроля на досудебной стадии уголовного процесса. 

В республике проводится реформа уголовного процесса, которая предусматривает расширение полномочии следственных судей.

Важно отметить, что реформы законодательства направлены на укрепление защиты прав человека в уголовном процессе, повышение состязательности сторон, расширение судебного контроля. А также  исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами расследования, прокуратуры и судом.

Судам от прокуратуры будут переданы санкционирование проведения негласных следственных действий, продление сроков , уведомления лица о проведенных в его отношении  негласных следственных действиях (НСД).

Также  предлагается передать суду функции по санкционированию применения залога, принудительного освидетельствования.

Особо подчеркнем   наличие в Проекте нормы, которая дает право гражданину, в отношении которого проводились НСД, обратиться в суд с заявлением о признании проведения этих действий незаконными и возмещении причиненного ущерба (при наличии такового). Это можно сделать в течение 15  дней с момента уведомления.

Кроме того, в случае принятия законодателем новых поправок, орган  уголовного расследования  сможет обратиться напрямую в суд с ходатайством о санкционировании эксгумации и запрета на приближение.

Срок рассмотрения судами таких ходатайств будет сокращен с трех суток до  24 часов.

Между тем, в ряде стран  предусмотрен всеобщий судебный контроль в ходе досудебного производства по уголовному делу. Правоприменительная практика показывает, что и  Казахстан подошел к этому этапу. Исходя из конституционного положения о первичности прав и свобод человека и гражданина, необходимо и в РК расширить полномочия следственного судьи.

Что же касается правоприменительной практики,  то  по данным судьи Верховного Суда РК  Г.Мергеновой, за 2016 год в Казахстане следственными судьями рассмотрено 58 356 материалов о санкционировании по уголовным делам - в 2,6 раза больше чем за 2015 год.

В частности,   рассмотрено 18 748 ходатайств о санкционировании мер в виде содержания под стражей, домашнего и экстрадиционного ареста и их продлении, из которых удовлетворено 18 116 ходатайств. Напомним, с января 2016 года, в целях исполнения 22-го шага Плана нации полномочия следственных судей расширены,  им передано санкционирование еще четырех процессуальных действий: осмотр, обыск, выемка и личный обыск.

По этим полномочиям в 2016 году следственными судьями рассмотрено 28 277  материалов, удовлетворено 27 922, или 98,7 %.

Важный момент: следственные судьи за 2016 год рассмотрели 1423 жалобы на решения и действия прокурора, органов следствия и дознания, удовлетворив их пятую часть (340, или 23,9%) – это серьезный сдвиг в сторону состязательности процесса.

Стоит отметить, что  актуальным вопросом о развитии института следственных судей в Казахстане в настоящее время  занимается и Международный совет при ВС РК, который на основе лучшего зарубежного опыта должен представить свои рекомендации по этой теме.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика