Концепцией правовой политики РК на 2010-2020 годы приоритетными направлениями развития судебной системы определены укрепление независимости судебной власти, обеспечение доступного и быстрого разрешения правовых споров, активная имплементация норм и принципов международного права в законодательство и судебную практику, повышение уровня открытости и прозрачности судебных процедур, расширение специализации, укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами и многое другое.
В связи с этим с начала текущего года в судебной системе страны последовательно реализуется ряд организационных мер, направленных на обеспечение авторитета и независимости судов и судей.
В настоящее время в судебной системе начато внедрение системы проектного менеджмента. Вкратце, ее суть заключается в создании команды, определении ею конкретных проблем и путей их решения. При этом каждая проблема должна подтверждаться эмпирическими данными, а ее решение — соответствующими индикаторами. При таком подходе команда частично высвобождается от другой работы. Ее главная задача — реализация поставленной цели.
На расширенном совещании Верховного Суда в январе текущего года председатель Верховного Суда озвучил «Семь больших камней правосудия», вобравших в себя семь концептуальных проблем, над которыми предстоит работать судебной системе.
Эти «Семь камней» легли в основу работы семи команд, сформированных из числа сотрудников Верховного Суда, судей высшего судебного органа, местных судов и судей в отставке. Команды работают над решением поставленных перед ними задач. Названия команд отражают концептуальную направленность каждой из программ: «Мінсіз судья» (Безупречный судья), «Үлгілі сот» (Образцовый суд), «Әділ процесс» (Справедливый процесс), Е-СОТ, «Оңтайлы орта» (Благоприятная среда), «Сапалы нәтиже» (Качественный результат), «Сотсыз татуласу орталығы» (Центр внесудебного примирения).
На сегодняшний день каждая из команд прошла стадию инициализации и планирования по соответствующим проектным направлениям. Для четкого определения ключевых целей каждого проекта и индикаторов его реализации командами разработано пять документов: иерархическая структура проекта, дерево проблем, дерево задач, логическая рамка, а также календарный план на 2018 год. Процесс согласования продлится до конца апреля, а дальше начнется исполнение. Важно отметить, что работа по реализации проектов проходит под непосредственным руководством председателя Верховного Суда.
В дальнейшем все семь проектов лягут в основу Концепции развития судебной системы до 2020 года, которая также будет разработана в ближайшее время.
В целях определения ключевых векторов дальнейшей модернизации судебной системы председатель Верховного Суда сделал серьезный акцент на развитии новых коммуникативных подходов как внутри судебной системы, так и для всех заинтересованных сторон, ежедневно сталкивающихся с работой судов — адвокатов, прокуроров и других участников судебного процесса. Суть данной коммуникации заключается в том, чтобы максимально вовлечь всех заинтересованных лиц в эту работу по переменам.
В результате 20 декабря 2017 года в адрес судей и работников судебной системы было направлено первое письмо Председателя Верховного Суда «Сделано немало, продолжим вместе!».
Второе письмо было адресовано адвокатам и прокурорам 28 декабря 2017 года, в котором им также было предложено выработать свои рекомендации по улучшению судебной системы.
Эти письма нашли немало позитивных откликов и дали свои результаты. В ответ на них в Верховный Суд поступило порядка одной тысячи обращений с предложениями. На основе их анализа и были выработаны «семь камней правосудия», озвученные председателем Верховного Суда на январском совещании.
Практикой доказано, что одной из проблем топ-менеджмента, в том числе и за рубежом, зачастую становится неправильное информирование о наиболее важных задачах своих сотрудников. При этом, если работники не информированы, то они и на 100 процентов не вовлечены в дело по улучшению работы компании.
Учитывая эти риски, Председатель Верховного Суда вышел с инициативой подготовки третьего письма информационного характера, которое было направлено каждому сотруднику суда 15 марта 2018 года. В своем письме Председатель информировал о проводимой работе и обозначил ряд конкретных задач на ближайшую перспективу.
13 апреля на сайте Верховного Суда вышло обращение Председателя высшего судебного органа к его читателям по вопросу примирительных процедур. В нем отмечается, что сегодня в нашем сознании укрепилось мнение, что любые споры надо решать в суде. На практике же это приводит к тому, что сегодня в судах спорят друзья, партнеры по бизнесу, близкие родственники. В результате, они зачастую становятся непримиримыми врагами. Вместе с тем во всем мире 70-90 процентов споров решаются посредством примирительных процедур. Наши предки решали споры преимущественно мирным путем.
Особо обращается внимание, что Верховным Судом ведется работа по созданию условий для досудебного примирения и примирения в судах. Во втором случае содействие примирению — это прямая обязанность суда.
Система мониторинга судебной деятельности была введена Верховным Судом с 2011 года, а в 2016 году в нее были внесены последние изменения. Рейтинг предусматривал оценку работы местных судов по девяти показателям, в числе которых — нагрузка председателей областных судов, применение примирительных процедур, применение аудио,- видеофиксации и другие индикаторы.
В целом посредством данного рейтинга оценивалась эффективность работы судов на местах.
С учетом этой задачи на протяжении двух месяцев команда проекта «Идеальный результат» выборочно изучила триста судебных актов. Были определены системные недоработки.
С учетом их анализа, 16 марта пленарным заседанием Верховного Суда были приняты соответствующие поправки в нормативное постановление «О судебном решении». Они касаются только судопроизводства по гражданским делам.
Документ содержит два принципиально важных момента. Во-первых, теперь судья после оглашения решения должен разъяснить его доступным для сторон языком.
Во-вторых, для четкого представления о структуре и содержании судебного решения впервые в судебной практике вводится вспомогательный документ, который фактически является образцом судебного акта. Нормативное постановление содержит детальные рекомендации о том, как нужно структурировать судебный акт для обеспечения его простоты, доступности к восприятию сторон процесса. Предусмотрены даже нормы, содержащие рекомендации по применению шрифта.
С учетом значимости предложенных поправок, судейский корпус единогласно поддержал это нормативное постановление.
Хотел бы также обратить внимание, что в целях обеспечения максимальной прозрачности деятельности Верховного Суда впервые пленарное заседание транслировалось в прямом эфире. Это мероприятие было достаточно активно просмотрено интернет-сообществом, что говорит об интересе граждан к работе судебной системы страны.
Как известно с 2011 года судебная система страны проводит активную работу по развитию примирительных процедур. Новый импульс данное направление получило с 2015 года с принятием нового Гражданского процессуального кодекса, в котором прописаны четкие нормы, стимулирующие развитие медиации. На сегодняшний день в стране сформирована соответствующая законодательная база, действует Закон РК «О медиации». Вместе с тем говорить о том, что медиация сегодня получила широкое развитие, к сожалению, пока не приходится.
На первый взгляд, показатели развития медиации значительно возрастают. Однако с точки зрения процентного соотношения, это лишь незначительная часть дел, которые поступают в суды. По гражданскому судопроизводству это порядка трех -четырех процентов. Но даже эти данные вызывают сомнения.
Проанализировав ситуацию, Верховный Суд выработал новые подходы к работе по стимулированию развития примирительных процедур, в том числе медиации. К слову, в мире медиативное соглашение — это достаточно развитый институт. Недавно делегация судей Верховного Суда во главе с Ж. Асановым с рабочим визитом посетила Сингапур, где в судах 90 процентов споров разрешается с применением примирительных процедур.
Сегодня предпринимается ряд конкретных шагов для того, чтобы дела по определенным категориям максимально завершались примирением. Новым шагом на пути развития института примирения стало подписание Верховным Судом меморандума с Федерацией профсоюзов Казахстана. Документом предусмотрена совместная деятельность, направленная, прежде всего, на работу с трудовыми спорами. Кроме того, один из пунктов меморандума предполагает открытие на базе филиалов профсоюзов на местах центров внесудебного примирения. Создание Центра — это инициатива Верховного Суда, направленная на создание атмосферы максимального развития и стимулирования примирительных процедур. Основная задумка заключается в привлечении к работе центра психологов, нотариусов, судебных исполнителей, медиаторов, а также представителей социальных служб. В некоторых регионах, в том числе Шиелийском районе Кызылординской области уже открываются эти центры, и мы ожидаем от них первых результатов.
Не менее важным шагом по расширению применения примирительных процедур стал запуск в Сарыаркинском районном суде Астаны пилотного проекта «Примирительные процедуры в суде». В суде назначен специальный судья-примиритель, основной задачей которого является содействие решению спора путем примирительных процедур посредством заключения мирового, партисипативного, медиативного соглашения, в том числе с участием медиатора либо путем проведения судебной медиации.
Работа проекта стартовала 14 марта Первые итоги пилотного проекта указывают на наличие определенного потенциала. Так, из 211 дел, поступивших сегодня на рассмотрение судье-примирителю, по 38 искам достигнуто медиативное соглашение, что составляет порядка 18 процентов. В целях создания располагающей к ведению диалога обстановки, в здании суда оборудован специальный кабинет для проведения примирительных процедур с удобной мебелью, оргтехникой, видеоконференцсвязью и др.
На протяжении последних пяти лет Верховным Судом проводится целенаправленная системная работа по развитию электронного правосудия. Запуск ряда информационных сервисов Верховного Суда в значительной мере позволил обеспечить упрощение доступа населения к отправлению правосудия. Сегодня по гражданским делам 92 процента исков поступает через систему «Судебный кабинет». Оповещение участников судебного процесса осуществляется по электронной почте либо посредством рассылки SMS-сообщений. В открытом доступе для населения в «Банке данных судебных актов» содержится около 6,5 млн. судебных актов. И это лишь некоторые достижения.
На сегодняшний день перед нами стоит задача по дальнейшему упрощению, поиску новейших электронных решений и применению их в работе судов. Основная цель заключается в снижении бумажного документооборота. В настоящее время, в связи с внесением последних изменений в уголовно-процессуальное законодательство, акцент сделан на ведении электронного уголовного дела. Сегодня все суды страны на 100 процентов обеспечены интернетом. Судьи по уголовным делам уже готовы работать в электронном формате, однако в некоторых регионах не до конца решен вопрос технической готовности правоохранительных органов.
По итогам поездки в ОАЭ, судьями Верховного Суда отмечен пример отправления правосудия судьями через смартфон. Ключевое преимущество такого подхода в том, что человек, находясь в кабинете, дома или за границей принимает непосредственное участие в судебном процессе при помощи современных гаджетов.
Если еще говорить о нововведениях, то 12 марта принято распоряжение Председателя Верховного Суда о переходе упрощенного письменного производства в электронный формат.
Следует отметить, что по итогам 2017 года 25 процентов всех гражданских дел (или 226 265) рассматриваются в упрощенном (письменном) производстве. Вместе с приказным производством, которое уже переведено в электронный формат, это составляет 63,6 процента от общего количества гражданских дел рассмотренных в прошлом году.
Электронные форматы приказного и упрощенного производства по прогнозам позволят экономить 150-180 млн. тенге в год или 45 процентов всех затрат в судах на бумагу и картриджи.
В настоящее время готовятся изменения в правила по доступу в суды. Это делается с учетом большой работы по цифровизации, проводимой во всех сферах республики.
C конца апреля верховный суд Казахстана прислушался к просьбам адвокатов и судебных репортеров об облегчении правил пропуска в здания судов.
Новые правила распространяются на посетителей судов, участников судебных заседаний и представителей СМИ.
Правила касаются залов ожидания, залов судебных заседаний, помещений приема и выдачи корреспонденции, а также фронт-офисов.
«Именно в эту часть здания участникам судебных процессов разрешается внести записывающие устройства, вычислительную технику, сотовые телефоны, смартфоны, планшеты с интернет-модулями, флеш-карты, USB-диски и другие технические устройства, в том числе и беспроводные, имеющие возможность передачи данных, а также выхода в интернет», — рассказали в верховном суде Казахстана.
Представители СМИ также вправе войти в здания судов с мобильными устройствами, виде-, кино- и фотоаппаратурой. Их использование на судебных заседаниях решается председательствующим судьей.