пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-4oC
×

Проект административного процедурно- процессуального кодекса внесут в парламент в августе 2018 года

Согласно плану мероприятий на 2018 год по реализации Концепции правовой политики на 2010- 2020 годы проводится разработка проекта административного процедурно-процессуального кодекса, который представят в парламенте в августе.

Такой документ разрабатывают в Казахстане впервые. Кодекс призван создать в стране новый вид судов для разрешения споров между гражданами и государственными органами.

Кодекс состоит из двух разделов. Первая часть – процедуры обжалования и вообще обращений в государственные органы. Вторая – процессуальная, касается уже судопроизводства. Решения государственных органов можно будет обжаловать в административных судах. Роль судьи в таких судах будет принципиально отличаться – судья должен быть более активным в процессе.

Также в концепции кодекса говорится о введении обязательного досудебного разбирательства внутри государственного органа. Если гражданин недоволен решением госоргана, то в первую очередь он должен обжаловать его на уровне вышестоящего должностного лица.

В настоящее время такие процессы проходят в гражданских судах. Новые же суды появятся на базе уже существующих специализированных судов.

Новый проект кодекса направлен на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, в том числе организацией внутриведомственной деятельности государственных органов, а также административным судопроизводством по разрешению споров в сфере публичных правоотношений.

В послании президента РК народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» глава государства определил основные направления вхождения Казахстана в тридцатку самых развитых стран мира. Особо отмечена необходимость совершенствования работы государственных институтов, дальнейшей реализации принципов справедливости, верховенства закона и высокой правовой культуры, а именно «нужны обновленные инструменты взаимодействия государства с неправительственным сектором и бизнесом. Равенство перед законом должно стать реальной основой правопорядка».

Являясь основополагающим программным документом развития правовой сферы казахстанского общества, Концепция правовой политики уделяет большое внимание реформе административного права. Как отмечается в концепции, «развитие системы государственного управления в Казахстане неразрывно связано с правовым обеспечением административной реформы, направленной на создание эффективного и компактного государственного аппарата, внедрение новых управленческих технологий, совершенствование административных процедур».

Кроме того, одной из задач, поставленных в Концепции правовой политики является внедрение административной юстиции, разрешающей споры, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией).

Реформирование законодательства об административных процедурах является одним из механизмов противодействия волоките, административному произволу и проявлению фактов коррупции. В связи с этим в программе по противодействию коррупции установлено, что с учетом современных реалий, а также положительного зарубежного опыта в области противодействия коррупции предполагается разработка новой редакции Закона Республики Казахстан «Об административных процедурах».

Законопроект направлен на регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением административных процедур, в том числе организацией внутриведомственной деятельности государственных органов, а также административным судопроизводством по разрешению споров в сфере публичных правоотношений.

Принятие единого законодательного акта в форме кодекса, регулирующего вышеуказанные отношения, позволит посредством повышения юридической силы регулирующего законодательного акта установить базовые принципы и правила осуществления административных процедур, распространяющиеся практически на всех субъектов публичных правоотношений (за исключением случаев, установленных законопроектом); обеспечить гармоничное регулирование как досудебного, так и судебного производства по рассмотрению споров, вытекающих из публичных правоотношений.

Также законопроектом закрепляются понятия «административный акт» и «внутренний акт государственного органа», главное отличие которых заключается в том, что если административный акт будет иметь внешние последствия, то внутренний акт принимается лишь с целью установления порядка и обеспечения деятельности госоргана или подчиненной ему структуры.

Вступление в силу административного акта предлагается определять не с момента принятия, а с момента оповещения лицу, в отношении которого принимается акт (адресата).

В законопроекте будет предусмотрена обязательность наличия обоснования, а также информации о порядке обжалования в содержании административных актов. Исключением из правила мотивированности административных актов могут быть случаи удовлетворения заявлений граждан (благоприятные акты), не касающиеся интересов иных лиц.

Законопроект дифференцирует виды административных актов на благоприятные (позитивные) и обременяющие (негативные), что, в свою очередь, окажет влияние на объем мотивирования актов и будет иметь определяющие значение для разграничения оснований отмены актов.

При этом законопроектом будут установлены четкие основания отмены действующих административных актов, чтобы обеспечивать правовую надежность в правоотношениях и минимизировать факты произвольного прекращения их действия государственными органами. Здесь значение имеет характер административного акта – благоприятный или обременяющий, а также принцип охраны доверия. Под последним в обобщенном виде следует понимать, что лицо может быть уверенным в том, что административный акт является законным и последовательным, а ошибка административного органа, в допущении которой лицо невиновно, не может быть обращена во вред этому лицу.

Предлагается закрепить детальную и понятную процедуру инициирования, рассмотрения и принятия административного акта. Эта нормативная модель, которая обязательна для уполномоченного лица при принятии решения, и одновременно это является инструментом, посредством которого частное лицо имеет возможность шаг за шагом отстаивать свою позицию на всех этапах административной процедуры.

Также будет определен статус адресата акта и его прав, а также установлено правило, согласно которому ведущее административную процедуру должностное лицо обязано определить круг лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты результатами административной процедуры, и в случае наличия таковых привлечь их к рассмотрению.

Исходя из того, что законопроект будет являться основным базовым законодательным актом для административных органов при осуществлении ими административных процедур и административных судов при отправлении ими правосудия в нем закладываются, помимо общих конституционных принципов, следующие специальные принципы: принцип единообразной практики применения права; принцип добросовестности; принцип охраны доверия; принцип соразмерности; принцип разумного истребования (обстоятельства, не требующие подтверждения); принцип запрета на злоупотребление формальными требованиями.

С принятием нового кодекса будут установлены и закреплены в едином законодательном акте правовые основы, принципы, правила осуществления административных процедур и судопроизводства в сфере публичных правоотношений. Будет обеспечена прозрачность деятельности государственных органов и исключение административного произвола, предотвращение условий для проявления фактов коррупции; повысится эффективность деятельности государственной администрации и уровня доверия населения к государству; будут установлены критерии для действенного и полноценного судебного контроля за решениями административных органов, в особенности принятых на основе административного усмотрения.

 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: