среда, 7 декабря, 2022
icon
472.33
icon
495.57
icon
7.5
Алматы:
icon
-6oC
Астана:
icon
-22oC
Подпишитесь на нас:
Общество Редактор
23 августа, 2018, 17:39

Касса в смартфоне, чек на электронке: Как меняется система учета в розничной торговле

История кассовых аппаратов начинается с конца XIX века. С тех пор этот инструмент автоматизации и учета в розничной торговле, как и большинство изобретений человечества, видоизменялся и эволюционировал. И сегодня обычные аппараты, которые есть во многих маленьких магазинчиках, могут остаться в прошлом, так как для осуществления продажи в современном мире, достаточно иметь компьютер или смартфон, а чек можно распечатать через принтер или отправить клиенту на электронный адрес или мессенджер. Подробнее об этом рассказал директор проекта Webkassa Ерлан Ахметов.

Известно, что до 2015 года все было по старинке, пока в Налоговый кодекс не внесли поправки о том, что бизнесмены постепенно должны переходить к кассовым аппаратам с онлайн-передачей данных. Но не все граждане законопослушные, ведь так?

― Конечно, это и делается, в первую очередь, для того, чтобы вывести недобросовестных предпринимателей из тени. Есть такие бизнесмены, которые установили онлайн-кассу, но работники проводят через нее не все продажи, поэтому владельцы просят своих клиентов требовать чек, чтобы выявить нечестных продавцов. Бывает, это исходит и от самих хозяев. Есть такие предприниматели, которые вообще их не устанавливают, это в основном торговцы на рынках, так называемые патентщики. Вообще, нужно понять, честный бизнес всегда продвигается, растет, а если это «тёмная» торговля, когда владельцы скрываются ото всех, ни о каком процветании не может быть и речи. Наше государство итак не идет на карательные меры, чтобы бизнес в стране развивался. Поэтому все происходит постепенно. Сначала перейти в онлайн-режим обязали торговцев алкогольной продукции, владельцев автозаправок, сейчас уже охвачено более 10-ти направлений. Полный переход планируется осуществить до 2020 года. Всего у нас в Казахстане зарегистрировано 600 тысяч кассовых аппаратов, основная часть – без функции передачи данных, 100 тысяч оснащены онлайн-кассами.

Ерлан, а в чем же основные преимущества программных кассовых аппаратов перед железными?

― Как мы знаем, внутри обычных кассовых аппаратов имеется фискальная память, где хранятся данные о всех финансовых операциях. Когда он ломается, открыть для ремонта его можно только с участием сотрудника Налогового комитета. С ними возникают разные технические проблемы из-за которых останавливается работа, а для бизнесменов это критично. Наш продукт –Webkassa– сломаться не может в принципе. Мы даже обновления производим так, чтобы не останавливалась работа сервиса. Разница есть и в цене. Люди сейчас умеют правильно управлять деньгами. Фискальные регистраторы, которые обычно устанавливают в супермаркетах, стоят около 300 тысяч тенге, простые кассовые аппараты для небольших магазинов – минимум 60 тысяч тенге. Это все капитальные расходы, для малого бизнеса, возможно, не так ощущается, но, если у вас допустим 100 касс – это огромный закуп. У Webkassa нет первоначальной оплаты, только ежемесячная, за обслуживание. Кстати, при наличии железных касс тоже приходится платить за техподдержку, что бывает накладно. Железный кассовый аппарат тяжело настроить, в нашей онлайн-кассе все легко, там понятный интерфейс. Также владелец бизнеса получает много преимуществ. Допустим, когда у него несколько магазинов, он может централизованно наблюдать за всеми кассами, видит обороты. С аппаратными кассами это невозможно, нужно распечатывать Z или X-отчеты.

Получается, для того, чтобы перейти в онлайн достаточно иметь компьютер или мобильный телефон. А как дела обстоят с чеками?

― Наша система позволяет работать через мобильные устройства, web-браузер, учетную систему на компьютере. В сервер поступают данные от клиентов, мы передаем их Оператору фискальных данных ― это АО «Казактелеком», оттуда они попадают в Комитет государственных доходов. Единственный момент, который вызывает вопрос, как вы правильно заметили, это печать чеков. Ее можно делать с помощью специального устройства или мобильного принтера, что удобно для служб доставки. Но это тоже в определенный момент все исчезнет. Вообще, с нашей веб-кассой печатать можно даже на обычном принтере (если это бутик с одеждой, например, где не такие частые продажи как в супермаркете). С начала этого года официально разрешено предоставлять чеки в электронном виде. С нашей системы, например, можно отправлять на разные мессенджеры или электронную почту. Конечно, чтобы отправить чек онлайн потребуется больше времени, кроме тех случаев, когда заказ был сделан в интернете. К примеру, наши клиенты flip.kz отправляют электронные чеки покупателям. Нам нужно иметь выход на этого человека, знать, куда отправлять чек, вот в чем загвоздка. Поэтому, перейти на такое обслуживание легче всего службам доставки, где имеются личные кабинеты пользователя.

Как же приобщить самих казахстанцев к такому формату доступа услуг?

― В скором времени в стране запустят систему прослеживаемости, когда с помощью определенного кода люди смогут прямо в магазине узнать всё о продукции, чтобы быть уверенными в том, что товар не подделка, не просрочен. Люди начнут этим пользоваться и будут приобщаться к такому виду получения услуг. Мы уже ведем переговоры с производителями, заводами, которые хотят отслеживать свою продукцию, понимать, где она в конечном итоге продается. Вообще сейчас активно развивается оплата с помощью QR-кодов. Когда, допустим, человек расплачивается в супермаркете, на экране выходит QR-код, он при помощи телефона сканирует его, со счета списываются деньги и ему отправляется фискальный чек. За рубежом это активно работает. Технически для этого у нас есть несколько решений.

Напрашивается вывод, что для этого везде должен быть хороший интернет. А что делать держателям магазинчиков в деревнях и самим сельчанам, где сеть ловит с перебоями?

― В постановлении правительства есть оговорка, там, где нет сети не обязательно устанавливать онлайн-кассу. Например, в деревне. Но, постепенно, цифровые технологии доберутсяи до сельских местностей. Нужно согласиться, что перебои с интернетом бывают и в городах, поэтому, согласно законодательству, на протяжении 72-х часов разрешается работать без передачи данных. Технически в нашем продукте это тоже предусмотрено. Три дня мы работаем в автономном режиме, как только связь появляется, все данные отправляются Оператору фискальных данных.

Как обстоят дела в странах постсоветского пространства? Внедрены ли у них программные кассовые аппараты?

― Сейчас Казахстан является одной из передовых стран в СНГ в этом направлении. Россияне пока только внедрили онлайн-передачу чеков, при этом до сих пор используют железные кассовые аппараты. Был в Украине, там аналогичная ситуация. Но они об этом уже задумываются, интересовались наши проектом. То есть наши соседи только об этом думают, а мы уже ушли вперед. Со стороны мы людей не привлекаем, Webkassa– полностью отечественная разработка. Мы не монополисты, но конкуренты есть только в отдельных сегментах. Есть компании, которые предоставляют кассовые аппараты только через мобильные устройства и работают только с малым бизнесом, есть программные кассы, которые делают интеграцию через учетные системы. Мы же закрываем все ниши, таких систем в Казахстане больше нет. Для успешного функционирования нам потребовалось провести огромную работу, два года разрабатывали проект, договаривались с госорганами. Были разные организационные вопросы, наверное, в первую очередь, потому что мы предоставили новый вид кассовых аппаратов. На регистрацию нашей кассы ушло много времени, но в целом, мы успешно через все это прошли.

Скажите, кто они, ваши клиенты?

― Клиенты у нас разные. Среди крупных – это заправки «КазМунайГаз», Helios, магазины компьютерной техники Alser, бытовой техники и электроники Sulpak, Technodom, сеть быстрого питания BurgerKing и многие другие. В целом у нас 2000 клиентов в различных отраслях. Некоторые, конечно, боятся отказаться от железных касс в пользу программы, которую нельзя потрогать. Но все больше бизнесменов понимают, насколько это удобно. Есть представители бизнеса, что еще не вошли в установленный законом список, но уже покупают наш продукт ―аптеки, ломбарды и другие. Нам всем нужно переходить на новые технологии, особенно бизнесу.

Екатерина Зунзяк

Что думаете об этом?
Подпишитесь на нас:


Эксклюзив
Интервью и мнения