четверг, 25 апреля 2024 г.
icon
443.85
icon
474.3
icon
4.8
Алматы:
icon
19oC
Астана:
icon
10oC
1xadv
×

Сакральный Казахстан: Коллекции музея Алматы пополнились уникальными экспонатами

Коллекции Музея Алматы пополнились уникальными экспонатами – яркими свидетельствами развитой городской цивилизации в Жетысу рубежа VII-XIII веков.

Артефакты, обнаруженные археологами во время раскопок городища Кастек, музей представил в рамках программы «Рухани жаңғыру» на выставке «Городская цивилизация Жетысу на примере городища Кастек». Памятник занимает территорию около 300 га и расположен в 2,5 км от села Кастек, у подножья горы Суык-Тобе.

Ведущий научный сотрудник Института археологии им. А. Маргулана, руководитель Жетысуйской археологической экспедиции Арнабай Нуржанов напомнил, что именно в Жетысу возникли первые государства саков и усуней, сформировались центры Западно-Тюркского, Тюргешского и Карлукского каганатов, Караханидского государства. Это был центр урбанизации, связанный Великим шелковым путем со странами Евразии.               

«Кастек - это русское произношение названия Кыстак, что в переводе с казахского означает «зимовье», то есть зимние дома, — продолжил ученый. — Городище называлось еще Каракасман, кыргызы прозвали его Карашар, а недавно в древней рукописи - Словаре тюркских наречий Махмуда Кашгари - обнаружили еще одно из названий Кастека – Атрахана».

Археологи раскопали улицу, точнее, широкую мостовую, по которой караваны въезжали в город. Кастек окружали 16 сторожевых башен, сейчас они погребены под землей. Во время раскопок ученые хотят рассчитать, на какую высоту их строили. Всего здесь, по примерным подсчетам, проживали 2 тыс. человек. Пока раскопали 9 домов из предполагаемых 100 зданий. При этом город можно назвать двухслойным, когда более поздние постройки возводились поверх ранее построенных и занесенных землей. Поэтому разные архитектурные слои показывают разные облики одного и того же города.

Один дом из четырех комнат построен в VIII-IX веках, другой – в XI, есть дома XIII столетия. Некоторые здания из сырцового кирпича, есть из обожженных кирпичей. Археологам попадались стены, украшенные цветными знаками. К сожалению, краска, едва соприкасаясь с воздухом, сразу исчезала. Еще любопытная деталь: древние строители для сейсмостойкости прокладывали тянь-шаньскую ель между фундаментом и кладкой. Дерево использовали и для перекрытий.

На выставке представлены два стеклянных графина, датируемых X веком, которые свидетельствуют, что наши предки уже более тысячи лет назад умели плавить стекло. И железо: ножницы из Кастека, которым 10 веков, почти не отличаются от современных, при этом их ручки гораздо изящнее. То же самое можно сказать о ножах, замках, конском снаряжении, дверных ручках. Монет археологи пока не обнаружили, но уверены, что они должны быть.

Интересны палитра для красок художника и зубная щетка из слоновой кости. Арнабай Нуржанов подчеркнул, что зубная щетка в Казахстане обнаружена впервые. Он предполагает, что для щетинок использовался конский волос. Много на выставке ритуальных сосудов, кухонных, каждодневных. Есть глиняные свистульки, женские заколки из слоновой кости, которыми тюркские женщины украшали прически.

Раскопки Кастека имеют огромное значение не только для Казахстана, но в целом для мировой археологии и исторической науки. Городище является ярким свидетельством существования городской культуры в древних степях Казахстана. Встречаются здесь наконечники стрел, конские седла, доспехи воинов, утварь, хозяйственный инвентарь, которыми Жетысу славился издавна.

По мнению ученых, за первый год реализации проекта «Сакральная география Казахстана» удалось пробудить интерес у населения к своим истокам, истории, к легендам, что говорит о духовном возрождении нации. К этому же нацеливает Глава государства, инициировавший принятие такого масштабного проекта.

Напомним, что в апреле 2017 года в свет вышла статья Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», одной из приоритетных задач которой перед общественностью стало создание проекта «Сакральная география Казахстана». Сакральные места отражают долгую и насыщенную событиями жизнь и деятельность народа, борьбу за независимость. В работе над реестром сакральных объектов задействованы различные учёные: археологи, историки, этнологи, филологи, востоковеды.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: