На сегодняшний день в Алматы при активном взаимодействии государственных органов и общественных институтов реализуются ряд социально-значимых проектов, направленных на информационное разъяснение и пропаганду основных положений государственной политики в сфере религии и законодательных актов, регулирующих эту сферу.
Специалисты и эксперты в области религии разъясняют действующее законодательство о противодействии религиозному экстремизму и терроризму в ходе встреч с прихожанами мечетей и церквей, с посетителями торговых центров, рынков города, медицинских учреждений, также учащимися учебных заведений.
Один из важных проектов по заказу Управления по делам религий города Алматы на тему: «Разъяснение норм законодательства в области религиозных отношений и противодействия религиозному экстремизму и терроризму» проводит неправительственная организация ― Общественный фонд Информационно-консультативная группа «Перспектива». О работе, проводимой этой организацией, в интервью ИА «NewTimes.kz» рассказала руководитель фонда, доктор философских наук, профессор Буровая Елена Евгеньевна.
Елена Евгеньевна, законодательное регулирование сферы религии всегда связана со множеством вопросов, как со стороны религиозных конфессий, а также граждан, как верующих, так и неверующих. И работа по разъяснению этих вопросов очень важна. Расскажите, пожалуйста, о том, как вы реализуете этот проект, о его целях и задачах, содержании и форматах?
― Организация и проведение информационно-разъяснительной работы с населением о нормах законодательства в области религиозных отношений и противодействию религиозному экстремизму и терроризму в рамках выполнения государственного социального заказа (в нашем случае заказа Управления по делам религий Алматы) ― важная составляющая работы государственных органов и неправительственного сектора.
Цели данного проекта ― работа в формате группового консультирования, когда мероприятия ― всего их 30 ― проводятся с небольшим количеством целевых участников – от 30 человек. Именно такая численность дает возможность информационного диалога, установить «обратную связь», контакт лекторов и слушателей, мониторинг мнений населения.
В Казахстане, как в светском государстве, сложилась многообразная палитра религиозности населения, потому что наше общество ― поликультурное и многоконфессиональное. Важно, чтобы в стране сохранялись и воспроизводились ценности мира, согласия, взаимоуважения, чтобы осуществлялось исполнение законности во всех сферах жизни, включая сферу взаимодействия религии и общества. Как никогда важно поставить заслон псевдорелигиозным влияниям, которые нередко ведут к религиозно-мотивированному экстремистскому поведению, создают террористические угрозы.
Наши мероприятия проводятся в формате интерактивных лекций, методических семинаров, консультирования специалистами. Все определяется целевой аудиторией. Мы не первый год работаем в таком формате проведения мероприятий, бываем в разных аудиториях и пришли к выводу, что тема интересна всем участникам своей актуальностью, востребованностью.
Предварительная подготовка связана с разработкой информационно-методических материалов (лифлеты, брошюры, CD, презентации), в которых лаконично и доступно, с применением иллюстраций отражены основные положения государственной политики, нормы действующего законодательства, статистика, разъясняются базовые понятия, которые важно знать и понимать населению. Каждый участник получает комплект информационно – разъяснительных материалов на казахском и русском языках. Мы просим эти материалы после изучения передавать дальше, своим знакомым, соседям, особенно молодого и среднего возраста, чтобы как можно больше казахстанцев знали и понимали основные направления государственной политики, были информированы, куда можно обратиться за разъяснениями вопросов правового регулирования взаимоотношений государства и религии, или что делать в ситуации возникновения экстремистской угрозы.
В этом, как и в предыдущем году, самыми актуальными стали вопросы в связи с ожидающимися изменениями в законодательство, регулирующее сферу религиозных отношений.
Представители каких социальных групп участвуют в мероприятиях по разъяснению законодательства в области религиозных отношений? Кто выступает в качестве лекторов?
― Мероприятия проводятся как в светских, так и в религиозных организациях разной конфессиональной направленности ― исламских, православных, протестантских, католических. Целевые участники также разные: на рынках ― самозанятые с различной мировоззренческой ориентаций (как верующие, так и неверующие), в учебных заведениях ― учащиеся, студенты, преподаватели, административные работники, в лечебных заведениях ― врачи, медицинский персонал, родственники больных, в республиканском Институте повышения квалификации ― преподаватели-предметники колледжей, в Доме школьников ― преподаватели религиоведения в средних школах, завучи по воспитательной работе, в КУИС по г.Алматы ― сотрудники правоохранительных органов, которые непосредственно работают с контингентом правонарушителей и так далее. Мы стараемся охватывать разные районы города, учитывая структуру населения мегаполиса.
Очевидно, что для работы с разными целевыми группами необходимы высококвалифицированные специалисты. В составе нашей НПО есть дипломированные доктора наук, (в том числе новой генерации – PhD), профессора, кандидаты наук разных дисциплинарных профилей: специалисты-религиоведы, имеющие в своем образовании как светскую, так и теологическую составляющую, юристы, философы, культурологи, психологи, социологи, старшего, среднего и молодого возрастов. Лекторская работа ― эта видимая вершина, своеобразный итог всей ранее проделанной содержательной и организационной работы, которая требует высокого профессионализма и гражданственности. Мы работаем командой, в которой есть возможности для выбора лектора в зависимости от специфики целевой аудитории. Лекторы имеют опыт преподавательской и исследовательской работы, являются авторами научных статей, монографий по религиоведческой проблематике. Все мероприятия с учетом запроса слушателей проводим на казахском и русском языках.
Как воспринимают эту информацию участники мероприятий? Есть ли особенности проведения в разных аудиториях?
― Вне зависимости от мировоззренческой ориентации участников, мероприятия воспринимаются с неподдельным интересом, зачастую перерастают рамки, как по числу участников, так и по времени проведения. В религиозных организациях о подготовке изменений в действующее законодательство знают не понаслышке, в этих аудиториях отдельные вопросы дискутируются. В светских учреждениях участников интересуют различные аспекты действующего законодательства, о вносимых изменениях знают далеко не все. У всех участников есть интерес к вопросу о школьной форме, о посещении детьми и подростками религиозных организаций, о границах административной либо уголовной ответственности за проявления экстремистской деятельности, за ответственность по влечению, распространению информации и так далее.
Если преподаватели делятся своим опытом, задают вопросы методического и организационного характера, то врачи консультируются по вопросам, связанным с правовым регулированием уклонения от лечения по мотивам религиозной веры; сотрудников правоохранительных органов интересуют особенности психологии влияния на убеждения; учащуюся молодежь – вопросы правовой ответственности за поступки и проступки, связанные с неуважением к религиозным убеждениям, вопросы нравственного содержания религиозных и светских норм, светского и религиозного этикета в разных жизненных ситуациях. Особенно актуальными в молодежной аудитории становятся вопросы использования возможностей Интернет для получения и распространения информации, в том числе – религиозного характера.
Какие общественные отношения регулирует законодательство РК в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму?
― В начале интервью я отметила, что в казахстанском обществе функционирует разнообразная палитра мировоззрений как религиозных, так и светских. Мы живем в одном обществе, поэтому у нас, вне зависимости от наших мировоззренческих убеждений и выбираемого образа жизни, есть общие ценности, в том числе в сохранении стабильности государства, уважении конституционных прав граждан, в обеспечении возможностей на должную социализацию каждого казахстанца, в предоставлении равного доступа к образованию для молодежи, в содействии государства в вопросах повышения качества жизни семей и другое.
Главным фактором, когда светское государство предоставляет условия для мировоззренческого разнообразия ― с одной стороны и пресекает какие бы то ни было инциденты экстремистского характера – с другой, является система законодательного регулирования отношений между государством и гражданином, государством и общественными (включая религиозные) объединениями.
Для того, чтобы экстремизация, в том числе – по религиозным, точнее псевдорелигиозным мотивам, была невозможна в принципе ни в обществе в целом, ни между группами людей, ни в семье, необходимы правовые нормы, которые направлены на недопустимость противостояния по социальным, религиозным и иным мотивам. Опосредовано законодательство РК в сфере противодействия религиозному экстремизму и терроризму влияет на разные форматы общественных отношений.
Спасибо за беседу!