суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Как сформировать у молодежи иммунитет к деструктивной идеологии

Данные социологических исследований показывают, что если в 2003 году доля назвавших себя «религиозными людьми» молодых людей составляла 38,7%, по результатам 2013 года их число выросло до 73,9%. Данные предоставлены Центром исследований проблем религий акимата города Астана. 

Фото взято с сайта camonitor.kz
Фото взято с сайта camonitor.kz

На сегодняшний день в Казахстане удельный вес молодежи в возрасте от 14 до 29 лет составляет 27,5% от общей численности всего населения, или более 4,5 млн человек. Вместе с тем, четко прослеживается рост динамики религиозности молодежи. 

История бывшей студентки нефтегазового факультета одного из Атырауских вузов типична для местной молодежи. Как рассказывает Асель Сагындыкова (имена изменены по этическим соображениям ― NT), после окончания школы она поступила в университет. Планировала устроиться на хорошую работу и зарабатывать достойную зарплату в нефтегазовом секторе. Но планам девушки не суждено было сбыться. 

«В общежитии я жила в одной комнате с религиозной девушкой. Она очень хорошо ко мне относилась, мы вместе готовились к занятиям. У нее в Европе жил двоюродный брат, с которым она часто общалась по скайпу. Он ей отправлял аудиоуроки и видеоматериалы, которые мы вместе смотрели. Вначале мне было просто интересно, но постепенно я сама не заметила, как втянулась в их секту. Ее брат постоянно предупреждал нас быть осторожными и не показывать чужим людям аудио и видеоматериалы, не ходить в мечеть и не слушать имамов. Через год я тоже одела хиджаб и решила жить праведной жизнью, учеба стала в тягость. Все окружающие меня раздражали, я хотела жить среди своих верующих братьев и сестер. Осенью, взяв деньги у родителей якобы на оплату обучения, вместе с подругой убежала с этими деньгами в Актау. Родителям ничего не сказала, поменяла номер мобильного телефона. Там нашла себе жениха и вышла замуж. Нам сделали обряд «никях» и все: без свадьбы, без белого платья, без «беташар», без «жар-жар», как принято по нашим обычаям. Думала, теперь- то заживу идеальной жизнью. Но мне пришлось снять «розовые очки». Жизнь с мужем-салафитом оказалась очень горькой, с пяти утра и до ночи я как Золушка не знала покоя. Без разрешения мужа даже за хлебом в магазин не выходила, даже по телефону не общалась с родными. А через год совместной жизни, муж начал в интернете искать себе молодую жену-токалку. Его измена стала последней каплей в чаше моего терпения, собрала вещи и уехала к своим родителям. Они мне все простили и приняли с огромной радостью, как будто нашли потерянное сокровище. Я благодарна своим родителям. Теперь хочу продолжить образование и начать жизнь с нового листа».           

Экстремистские взгляды и учения, категорически отрицающие существующий и общепринятый комплекс этических ценностей и при этом выступающие за грубую смену ценностных ориентаций несут в себе опасность для общества и психики молодежи, говорит эксперт в области религиоведения и религиозного экстремизма, профессор ЕНУ им. Л. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров.

По его словам, более 55% экстремистов являются молодыми людьми в возрасте 17-29 лет.

«Дело в том, что именно на молодой возраст приходятся основные социальные и демографические жизненные циклы человека: получение образования и знаний, выбор профессии и социализация в обществе, формирование основного круга общения, духовных принципов и ориентиров. При этом молодежь, проживающая в городах, незначительно превалирует, составляя 56%, над сельской частью, которая составляет 44%.В подавляющем большинстве молодые люди придерживаются религии, являющейся традиционной для их национальности. Так, среди казахов 96,9% респондентов назвали себя мусульманами, среди опрошенных представителей русской молодежи к православным себя отнесли 92,9% респондентов. На вопрос о том, что повлияло на выбор религиозной принадлежности, 18,6% респондентов казахов или практически каждый пятый отметил, что имел собственный путь выбора религии. 79,3% населения отметили, что их религия была обусловлена выбором родителей. Таким образом, тезис о том, что религия в Казахстане зачастую обусловлена религиозной принадлежностью родителей, находит однозначное подтверждение. Но молодежь практически не участвуют в религиоз­ной жизни. Этот феномен мы называем «поверхностные верующие». Так среди верующих подавляющее большинство 67 % ― составляют «пассивные» верующие. Они не участвуют активно в жизни религиозной общины, но называют себя верующими. Поэтому, когда речь идет о повальной религиозности молодежи, необходимо, учитывать данное обстоятельство», ― говорит эксперт. 

«Сегодня религиозность молодых носит поверхностный характер, для которого характерно внутренняя направленность веры, не нуждающаяся в исполнении религиозных обрядов, а также достаточно низкий уровень участия в религиозной жизнедеятельности. Религиозные представления у молодежи достаточно размыты, отсутствует ясное содержание. Например, часть религиозных праздников заимствуют из западной культуры (день святого Валентина, Хеллоуин). Среди молодежи эксперты выделяют три вида религиозности: осознанная – полное либо частичное погружение и осмысленное следование религиозным догмам, таких как атрибутика, манера речи, молитва. Следующая выборочная – выполнение обрядов не требующих затраты сил, времени, финансов и последняя ― «модная» ― под веянием времени, окружения, жизненных трудностей», ― продолжил он. 

«Так как глубоких корней религиозности молодежь не имеет, я могу сказать, что это не столько вера в бога, сколько «мода» на религию. Это особенность молодежи имеет две стороны. Первое это может привести к углублению религиозности нашей молодежи. Второе отсутствие глубокого понимания религиозных учений и слабой религиозной информированности может привести молодежь в сети различных экстремистских религиозных течений, радикалы могут использовать религиозную безграмотность в своих целях», ― рассказал эксперт. 

Руководитель «Центра консультации и реабилитации при управлении по делам религии города Алматы» Руслан Қайыргелді также подтверждает, что в сети сектантов, как правило, попадают молодые ребята, в возрасте до 30 лет.

«Как мы видим, активизация пропаганды международного религиозного экстремизма в основном нацелена на молодежь. Поэтому сегодня важным является проведение среди молодежи профилактических работ, чтобы молодежь различало, кто есть кто, чтобы не подавалось влиянию и вербовке радикальных религиозных структур, которые могут использовать религиозную безграмотность молодежи. В таком положений молодежь, словно губка, верить всему что говорят. В этом случае выиграет тот, кто первым обратиться к ним с правильными или ошибочными установками», ― отметил эксперт.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0