среда, 24 апреля 2024 г.
icon
445.66
icon
474.58
icon
4.78
Алматы:
icon
15oC
Астана:
icon
9oC
1xadv
×

Имамы мечети «Аксай» для проведения ежедневных проповедей привлекают религиоведов

Если сегодня в Алматы действует 50 мечетей, то на момент ввода в эксплуатацию мечети «Аксай» в городе насчитывалось не более 10 мусульманских культовых зданий. Открытие мечети в густонаселнном  микрорайоне сократило отдаленность между мечетями южной столицы и облегчило мусульманам Аксая возможность добраться до мечети для исполнения религиозных обрядов. Об этом в интервью поведал главный имам мечети «Аксай» Лесбай Канлыбаев.

Фото взято с сайта mecheti.azan.kz
Фото взято с сайта mecheti.azan.kz

― Мечеть «Аксай» находится в Ауэзовском районе, по улице Момышулы угол Жубанова. Мусульманское культовое здание было  построено в 1996 году на средства мера города Абу- Даби и названо в честь его дочери Аиши. Но так как мечеть расположена в микрорайоне Аксай, ее переименовали в «Аксай». Изначально был построен основной зал  вместимостью до 150 человек. Позже, когда поток прихожан стал увеличиваться по инициативе бывшего  главного имама Кенжеаликажы с восточной стороны был построен навес, позволивший молящимся  укрыться от  солнцепека, дождей и снега. В 2010 году навес был снесен и на его месте был построен зал  вместимостью до 300 человек. К сожалению, небольшая территория, принадлежащая  мечети, не позволяет расширить здание и вместить большее количества прихожан.

Какова роль появления этой мечети в истории города Алматы?

― История города ― это история отдельных граждан, семей и общества. С началом образования Аксайской мечети ее служители начали активную работу по пропаганде нравственных основ и духовных ценностей среди прихожан. Сотни любящих пар, нашего светлого города заключили никах в Аксайской мечети и, получив благословение аксакалов, начали  совместную семейную жизнь.  Вопреки тому, что здание мечети «Аксай» не отличается шикарным архитектурным стилем, мечеть остаётся одной из любимых достопримечательностей жителей и гостей нашего города, дарующая всем в суете беспрерывных проблем и беспокойств, духовное успокоение.

Как давно вы работаете в этой мечети? Расскажите о вашей работе по просвещению прихожан?

― В качестве главного имама мечети  «Аксай»  я работаю с 2018 года, но начиная с 2013 по 2018 годы, занимал должность наиб имама данной мечети. Шесть дней в неделю я нахожусь в мечети и занимаюсь повседневной работой заключающаяся не только в проведении религиозных обрядов, но и в общении с прихожанами. Следует понимать, что в мечеть люди приходят не только для совершения намаза. Многим нужна психологическая или материальная  помощь, которую мы, как служители религии стараемся оказать.   Ежедневно после полуденной молитвы дежурный имам проводит проповеди позволяющие прихожанам больше узнать о традиционном Исламе и воспитывающие у молодежи нравственные качества. Также мы привлекаем ведущих специалистов и проповедников Духовного управления мусульман Казахстана, которые совместно с устазами и наиб имамами нашей мечети ежедневно в промежутке между вечерней и ночной молитвами проводят проповеди и дарсы для джамаата.

Алматы это большой мегаполис с активной внутренней миграцией. Контролировать религиозный выбор каждого жителя и приезжего очень сложно. В городе активно проводится работа по регулирования религиозной обстановки. Скажите, как вы проводите работу с прихожанами, чтобы донести до них важность мирности религии?

― В микрорайоне Аксай проживают  разные слои населения, среди которых немало приезжих из других областей. Многие из них являются постоянными прихожанами нашей мечети. Для укрепления дружбы и сохранения единства джамаата наша мечеть проводит различные мероприятия на постоянной основе. Еженедельно после пятничной молитвы мечеть организовывает угощение для джамаата, а в месяц Рамадан ежедневно проводятся разговения на 250 человек. Собравшись за одним дастарханом, прихожане ближе узнают друг друга, что способствует  укреплению дружеских  отношений. В праздничные дни Оразаайт, Курбан айт и Наурыз мечеть накрывает дастархан  и организовывает национальные игры. Такие мероприятия не только сближают джамаат, но способствуют утверждению в сознании людей понятия того, что Ислам это религия мира, добра и созидания.

Как много прихожан посещают вашу мечеть?

― Ежедневно на пятикратный намаз мечеть посещают до 1000 человек. Во время пятничной молитвы количество прихожан достигает 4000 человек. Большинство прихожан это мужчины в возрасте от 18 до 45 лет. Среди прихожан мечети есть представители интеллигенции, бизнесмены и  студенты.

Какие мероприятия вы проводите в отношении приверженцев деструктивных религиозных течений?

― Работа  с деструктивными течениями является одной приоритетных  задач служителей мечети. В основном проводится профилактические беседы как с джамаатом, так и с отдельными лицами. Для достижения результатов по адаптации ДРТ к ценностям традиционного Ислама, важно понять причину попадания человека в заблудшие течение. Чаще всего это религиозная безграмотность. Поэтому мечеть уделять важное значение обучению на курсах основ религии. При мечети есть курсы основ религии. Курсы проводятся как на государственном, так и на русском языках. Мужчины и женщины обучаются отдельно. В программу обучения для новичков входит тажвит (правила чтения Корана), обучение намазу и молитвам. Продолжающие могут получить знания по вероубежджению и фикхуханафитскогомазхаба. За год на курсах при нашей мечети прошли обучение 596 человек. В летний период проводятся курсы для детей школьного возраста, на которых прошли обучение106 мальчиков и 114 девочек. По окончанию летних курсов все дети получили подарки  и ценные призы.  

Расскажите о работе по оказанию помощи малоимущим и нуждающимся.

― Каждую пятницу проводим  благотворительные ярмарки, средства от которых передаются в качестве пожертвования нуждающимся. Помимо этого мечеть старается не отказывать обратившимся с просьбой о помощи. Так Аксайкой мечетью за 2018 год было оказана помощь7500малоимущим семьям. Согласно республиканской благотворительной акции «Мектепкежол»,  наша мечеть обеспечила школьными принадлежностями 200 учеников.

Не секрет, что простые обыватели часто пугаются при виде радикально одетых мусульман, особенно когда такие приверженцы находятся в мечети. Бывает, что некоторые даже боятся из-за этого заходить туда. Что бы вы посоветовали таким людям? Обращаются ли к вам прихожане с такими вопросами?

― Не совсем понятно, что вы имеете ввиду под «радикальной одеждой». Если для некоторых длинная одежда и платок на голове мусульманок может считаться признаком радикализма, то другие видят радикализм в «непристойной полуголой»  одежде противоречащей национальным ценностям.  На сегодняшний день в нашей стране нет закона регулирующий одежду или указывающий на то какая одежда относится к радикальной и экстремисткой. Поэтому спешить с выводами не стоит. Не всегда правдивая информация СМИ об Исламе, зародила в сознании многих  обывателей мнение о том, что чуть ли не все мусульмане фанатики и экстремисты, а посещение мечети может  затянуть их в ряды радикальных течений. Я хочу уверить всех, что посещение мечети  ни в коем  случае не ввергнет их в деструктивные течения. Мечеть полностью находится под контролем ее служителей. Никто из посторонних не проводит здесь проповедей, поэтому вербовка в деструктивные секты через мечети исключена.

Вы согласны с утверждением, что приверженца деструктивного течения можно узнать по внешности?

― Многие люди пытаются определить представителей ДРТ лишь по  внешним признакам. Как правило, они обращают внимание на бороду, укороченные брюки и платок. Однако данные признаки не всегда могут свидетельствовать о том, что человек относится к ДРТ. Борода приветствуется в Исламе и считается желательной в ханафитскоммазхабе. Более того, некоторое  ярые радикалы, чтобы скрыть свою принадлежность к деструктивным течениям,  вполне могут изменить свой имидж и выглядеть как обычные светские люди. Поэтому нельзя выносить вердикт по внешним признакам. Внешний признак это всего лишь сигнал, но не показатель. Представителя ДРТ можно определить лишь по манере его поведения, идеологическим взглядам, разговорам и действиям.

Какую работу проводят имамы мечетей для дерадикализации граждан? Можно говорить о прогрессе?

― Мечеть не контролирующий и не исполнительный орган государственной власти. Поэтому как я упомянул выше,  основная  работа имамов заключается в просвещении. Нашей задачей является посредством проповедей и наставлений донести до джамаата ценность традиционного Ислама и пагубность радикализма и экстремизма. Один из моих помощников наиб имам КуанышАбишев работает в центре консультации и реабилитации при управлении по делам религий города Алдамты, где совместно с другими имами проводит беседы с представителями ДРТ. На сегодняшний день работа имамов совместно с УДР, принесла  положительный результат по адаптации многих заблудившихся мусульман.  

Кальбинур Хошназарова

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0