Алматы является самым крупным городом страны, поэтому необходимо построить работу имамов таким образом, чтобы обеспечить духовную дисциплину, а самое главное мирное и добрососедское отношение друг к другу всех жителей города, но в особенности донести до прихожан каноны религии Ислама, проповедующего Мир и взаимопонимание, согласие и веротерпимость. Такое мнение в интервью высказал имам мечети «Фатима», которая была построена в Алматы в 2001 году по инициативе руководителя татаро-башкирской диаспоры Исмагил хаджи Лютфуллаулы Шарипова.
Расскажите о вашей мечети? Какова роль появления этой мечети в истории города Алматы?
― Мечеть построена на историческом месте дореволюционного периода. В дореволюционный период на этом месте была татарская мечеть, и восстановление ее на историческом месте удовлетворило чаяния татаро- башкирской диаспоры, а также жителей близлежащих домов, что непременно послужило сближению и поднятию духовного богатства всех прихожан.
Я работаю главным имамом мечети уже третий год. За этот период было проделано немало усилий для установления добрых отношений, как с прихожанами, так и с соседями, живущими рядом с мечетью. А также работа с теми мусульманами, которые непосредственно обращаются за помощью к нам.
Ежедневно в мечеть приходят с целью молится до 20-30 человек, а пятничную молитву посещают свыше 300 человек. Мечеть расположена в районе города, где преимущественно живут татары, турки, уйгуры. Все они являются гражданами нашей страны, что показывает лояльность нашего народа ко всем людям, без различия по национальному и этническому признаку. На сегодняшний день мы чувствуем братское взаимопонимание и дружбу всех народов Казахстана, которые сплотились именно благодаря общей религиозной принадлежности.
Какие курсы работают при вашей мечети?
― Омы проводим обучение прихожан тем дисциплинам, которые являются наиболее актуальными. Кроме этого есть организация летних лагерей для детей школьного возраста.
Расскажите о работе по оказанию помощи малоимущим и нуждающимся.
― Однозначно, по мере возможностей накопления средств оказываем посильную материальную и продовольственную помощь нуждающимся людям, которые проживают в близлежащих домах, а также тем малоимущим, которые по списку определены местной администрацией.
Какие мероприятия вы проводите в отношении приверженцев ДРТ?
― Не секрет, что не только в нашей стране, но и во всем мире идет тенденция роста инакомыслящих, мы их определяем как деструктивное религиозное течение, а иначе ― это изменившие свое название вахабиты, ныне салафиты.
Корень зла этих течений является ошибочное толкование канонов религии, атрибутов божественности и т.д. и причина этому невежество, отсутствие должного знания, бесконтрольность со стороны близких и родителей.
Поэтому мы должны распространять праведность и знания в вопросах теологии, заниматься воспитанием молодого поколения.
Внешний вид не полностью определяет принадлежность к какому либо течению, либо является признаком радикально настроенного лица. Ведь не всякий одетый в халат и шапочку ― врач, в китель и фуражку ― полицейский, тут суть в инакомыслии, раздвоении представления и неправильно растолкованном понимании сути религии. Болезнь находится в сердце и это надо лечить. Преступник ради достижения своей цели может одеваться, как угодно. Но определить это может только хороший специалист.
Иммунитетом для дерадикализации общества считается правильное знание, рациональный труд и профилактика инакомыслия.
Представителя ДТР нельзя узнать по одежде. По своему опыту лично сталкивался неоднократно и поэтому могу твердо утверждать, что «маску» может одеть и преступник, совершенно далекий от религии. Повторюсь, что одежда всего лишь оболочка, но внутри может быть кто угодно. В большинстве даже на сегодняшний день они выглядят также, как и все окружающие.
Какую работу проводят имамы мечетей для дерадикализации граждан? Можно говорить о прогрессе?
― Мы ведем постоянную работу по недопущению радикализации граждан. В частности, результатом наших усилий стало то, что несколько человек перешли к традиционному Исламу.