Бывший вице-президент АО «Казахфильм» Даурен Абдыхамитов считает, что Казахстану пора обратить внимание на своих ханов-строителей, созидателей государственности. Среди них он отмечает хана Хакк-Назара: с ним связывают возрождения Казахского ханства после междоусобиц, подъем государства во внутренней и внешней политике.
В социальных сетях обсуждались события, связанные с новыми назначениями и отставками в АО «Казахфильм». Что побудило вас подать в отставку с поста вице-президента киностудии, Даурен Серикович?
— Постараюсь ответить коротко, но по существу. Я ушел с поста вице-президента АО «Казахфильм» не потому, что не смог сработаться с новой командой, а просто по той причине, что у нового руководства есть свое видение развития «Казахфильма», а у меня — свое.
Могли бы вы поделиться своим видением развития «Казахфильма»?
— Сегодня перед «Казахфильмом» стоят новые задачи. Нам нужно переосмыслить отечественную историю для формирования комплексной картины прошлого. По примеру того же турецкого сериала «Эртугрул» воссоздать новую историю Великой степи, наполненную великими героями и судьбоносными событиями, имевшими значение не только для Казахстана, но и для всей мировой истории. Например, Атлахская битва, Таласский курултай, битва на Ворскле и пр.
Также нам нужно выпускать новые фильмы воспитательного плана для подрастающего поколения, формировать в них нужные образы, находить резервы для духовной модернизации. Ведь сегодняшнее поколение, которое оторвано от аулов, от традиций, впитывает в себя совсем другие новые установки через зарубежные фильмы, где много насилия и разврата.
Нам нужно через наши отечественные фильмы обеспечить идейный посыл, основанный на наших исконных ценностях, выстраданных веками. Это должна быть кинопродукция прежде всего для внутреннего потребления, чтобы обеспечить устойчивость идеологической матрицы нашего общества, национального самосознания.
Жаль, но сегодня основная продукция «Казахфильма», за исключением некоторых картин, — это в основном фильмы пафосно-декларативного либо развлекательно-коммерческого плана, ориентированные в первую очередь на признание внешнего потребителя.
Немало талантливых режиссеров, актеров, других специалистов киноиндустрии стали ориентироваться на внешние рынки, на участие в фестивалях и конкурсах, чтобы заслужить признание за рубежом. Условно говоря, «Казахфильм» оказался в положении «пасынка», отлученного от учредительского внимания, руководства и заказа.
Именно для заполнения этой лакуны в АО «Казахфильм» стартовал проект масштабной исторической картины, посвященной пути Касым хана, а в качестве режиссера был приглашен Метин Гюнай, известный по сериалу «Эртугрул».
Работа началась и, должен признаться, после смены руководства по решению уполномоченного органа и своей отставки с должности заместителя я очень переживаю за судьбу этого кинопроекта. Переживаю прежде всего как гражданин, поскольку верю в его востребованность.
А в чем, на ваш взгляд, состоит причина такой заинтересованности в кинокартине, посвященной жизни Касым хана, и какова здесь связь с современностью?
— Я уверен, что нравственный посыл, который был продвинут усилиями тех, кто возвысил Казахское ханство на политической арене Средневековья, актуален и в наши дни.
Как я понимаю, «Қасым ханның қасқа жолы» — это не свод законодательных решений, прежде всего это признание заслуг государственного деятеля и морально-нравственная оценка, закрепившаяся в граните исторической памяти казахского народа.
Рассуждая по аналогии, «Қасым ханның қасқа жолы», «Есім ханның
ескі жолы», «Тәуке ханның «Жеті жарғысы», «Абай жолы», «Нұрлы жол» — явления однопорядковые.
Раскрытие смысла и образа действий, адресованных потомкам в качестве руководства, проявляется через конкретное жизнеописание, подобно жизнеописаниям пророков, например Мухаммада, известных исторических деятелей — Цезаря, Чингисхана, Петра І, Сулеймана и др. или, например, политических лидеров, сумевших соединить политику и нравственность — таких как Махатма Ганди или Мартин Лютер Кинг.
Исторические картины о жизни таких великих людей становятся ориентиром для оценок и восприятия важных событий, для выстраивания отношений и воспитания поколений с позиций преемственности традиций и идентичности.
Образ мыслей и поступки таких исторических фигур толкают на поиск ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы? Кто они? В чем состоит наша коллективная и моя индивидуальная миссии в этом мире?».
А что мы видим в отсутствие таких ориентиров? Видим растущую прослойку обывателей, руководствующихся наивными представлениями о либеральной демократии, а не позитивной эволюционной программой изменений жизни к лучшему.
Хуже того, некоторые люди, которых почему-то воспринимают в качестве лидеров «общественного мнения», рекомендуют нашим президентам «стать вторым Ататюрком»!
Мустафа Кемаль — великий человек, но это был революционер, которому вначале пришлось с оружием в руках спасать независимость своей страны. Современный Казахстан находится в совершенно иной, непохожей, исторической ситуации, и аналогия с Ататюрком нам вряд ли подходит.
А главное — неужели в нашей собственной истории нет великих личностей, например, ханов-строителей, созидателей государственности?
Если уж вы заговорили о примерах из казахского прошлого, то какая историческая фигура, на ваш взгляд, соотносима с ожиданиями?
— Я бы рекомендовал обратить внимание на фигуру Хакк-Назар хана. Не потому, что он приходится родным сыном Касым хану, а скорее потому, что он продолжил дело своего великого отца, укрепил его наследие, возвысив Казахское ханство до уровня евразийской державы.
Причем этой цели он добился прежде всего дипломатическими методами, хотя и военные заслуги Хакк-Назара были признаны как современниками, так и потомками.
Судите сами, Хакк-Назар не просто заключил мир, но и добился признания своей ханской власти в Ногайской орде, пользуясь тем, что с детства рос на Жаике, среди башкир (қайын-жұрт).
Хакк-Назара во всем поддерживал могущественный хан узбеков Абдулла II из династии Шейбанидов. Власть Хакк-назар хана признавал московский царь Иван IV.
В сражениях за Моголистан Хакк-назар нанес ряд поражений ойратам. Кроме того, он был совершенно беспощаден к любым попыткам посеять смуту в государстве.
Благодаря этому Казахское ханство в годы его сорокалетнего правления окрепло, а народ отплатил ему доброй памятью, почтив его заслуги в дастанах.
Согласитесь, разве это не достойный пример для подражания?
Поэтому выражаю надежду, что работа над кинопроектом о Касым хане будет продолжена, и АО «Казахфильм» подтвердит свои позиции флагмана отечественной киноиндустрии, выполняя государственный заказ и долг перед обществом.
Дильмурат Султанов