В кругах экономистов, политологов и финансистов не перестают обсуждать дальнейшую судьбу Евразийского экономического союза. Способствовало такому вниманию и то, насколько дипломатично, но при этом категорично и твердо Касым-Жомарт Токаев отстаивал интересы Казахстана. Политолог, эксперт института мировой экономики и политики Жумабек Сарабеков рассказал корреспонденту ИА «NewTimes.kz», чего теперь ожидать от дальнейшего членства в ЕАЭС, какую позицию займет Токаев и чем обернется коронакризис для союза.
В конце мая прошло необычное заседание Высшего Евразийского экономического совета: главы стран — членов ЕАЭС не летели спецбортами и не собирались в красивых залах, а подключились к видеоконференции. Но на динамичность встречи это никак не повлияло, а даже наоборот.
Выступление Касым-Жомарта Токаева впечатлило и простых казахстанцев, и экспертов.
«Уверен, что уровень народной поддержки и общественного доверия к Токаеву теперь зашкаливает. Главное — сохранить последовательность и жесткость в отстаивании национальных интересов», — написал тогда политолог Уразгали Сельтеев.
Политолог, эксперт института мировой экономики и политики Жумабек Сарабеков рассказал, чего теперь ожидать Казахстану от присутствия в ЕАЭС.
«Президент говорил о принципе разумной достаточности, развитии интеграционных процессов, акцент на данном принципе существует у Казахстана давно, долгое время. С момента начала ЕАЭС Казахстан делал ставку на сугубо экономический характер евразийской интеграции и всегда выступал против дополнения какими-то политическими или иными атрибутами. Это четкая позиция Казахстана, которой наша страна придерживалась и придерживается», — объясняет политолог.
На этот раз, по словам эксперта, новая стратегия развития до 2025 года тоже предполагала наделение союза широкими полномочиями, однако Касым-Жомарта Токаева такой поворот не устроил. Как и других глав государств.
«На повестке дня стоял вопрос утверждения стратегии развития ЕАЭС до 2025 года, и, как отметил Токаев, в проекте документа есть целый ряд положений, которые наделяют ЕАЭС новыми полномочиями, которые могут ограничить деятельность национальных правительств стран-членов. В частности, речь идет о проведении торговых переговоров с третьими странами, и здесь Казахстан не видит необходимости в том, чтобы евразийская экономическая комиссия получила расширение полномочий, потому что для текущего уровня интеграции в этом нет необходимости. Поэтому была озвучена позиция разумной достаточности», — пояснил Жумабек Сарабеков.
По его словам, Казахстан с самого начала выступал против политического расширения ЕАЭС.
«Здесь можно вспомнить 2014 год, когда уже после таможенного союза страны шли к подписанию договора ЕАЭС. Там возникла похожая ситуация, когда российская сторона пыталась включить в договор целый комплекс вопросов, которые уже имели элементы политического союза, и первый президент тогда тоже выступил с четкой позицией, что мы против превращения в политико-экономический союз. Были вопросы о создании единого парламента и чуть ли не гражданства, но по чувствительным для себя вопросам Казахстан всегда занимал жесткую и четкую позицию в этом плане. Токаев продолжает эту переговорную линию», — уверяет политолог.
На его взгляд, формат выступления президента РК соответствовал общему тону выступлений. Но послужило сигналом или призывом к остальным странам наладить работу органа экономического союза, при этом не жертвуя качеством.
«Мы подписали много соглашений к этому моменту и много обязательств взяли на себя, но мы видим, что, к сожалению, не все договоренности выполняются, особенно обязательства по общему рынку товаров и услуг. Рынок есть на бумаге, но на деле он плохо функционирует, потому что сохраняется много барьеров и препятствий. Евразийская экономическая комиссия сообщает о наличии 70 препятствий, и их количество не меняется на протяжении нескольких лет», — напомнил эксперт.
Кризис, который вызван пандемией COVID-19, тоже не способствует улучшению ситуации.
«В условиях коронакризиса, мне кажется, требования к ЕАЭС и у Казахстана тоже будут расти, потому что есть риск, что в условиях кризиса общий рынок станет еще более закрытым, так как каждая страна пытается защитить свой рынок и при этом максимально нарастить экспорт на другие рынки. И сейчас мы можем стать свидетелями роста количества различных торговых войн, которые постоянно происходят между странами ЕАЭС. К тому же, судя по всему, каждая страна будет сама выходить из кризиса, и это тоже повлияет на то, что разногласия между странами ЕАЭС усугубятся. Поэтому требования к работе ЕАЭС, безусловно, будут расти. Но позиция Токаева продолжает сохранять преемственность и остается последовательной», — подытожил эксперт.