Председатель мажилиса Ерлан Кошанов журналисту газеты «Время» обстоятельно ответил на вопросы о деятельности нижней палаты парламента, несмотря на короткую продолжительность сессии – всего 100 дней. По его словам, боевое слаживание депутатов от фракций и депутатов-одномандатников состоялось. Прошедшая сессия показала высокую активность — за 100 дней мажилисмены инициировали 20 общественно важных законопроектов. Часть из них уже вышла из парламента и направлена на подпись президенту.
— Сразу хотела уточнить по депутатским запросам. Порой народ не понимает их логики. Темы запросов некоторых мажилисменов, мягко говоря, просто приводят в шок людей. Что, все проблемы в стране решены, кроме запрета ТikTok?
— Очевидно, что внутри разных социальных и профессиональных групп свои головные боли и сердечные заботы. Посещая регионы, проводя встречи с населением, мы все это хорошо видим. Депутаты не с неба на землю упали, они тоже часть общества и в постоянном контакте с людьми. Их отмечают и тегают в соцсетях, к ним поступают сотни обращений, им дают наказы во время встреч и сходов. Поэтому они поднимают в своих депутатских запросах те темы, которые реально волнуют граждан.
Кстати, хочу здесь об одном феномене сказать. У нас долгое время, например, критиковали партийные выборы: мол, недостаточно там молодежи, женщин и так далее. Нет непартийных депутатов-одномандатников. Недавно выборы прошли по новой системе. И что мы видим? В мажоритарных округах избиратели в основном голосовали за мужчин среднего возраста. Среди одномандатников всего две женщины, два молодых депутата, нет ни одного человека с особыми потребностями. Если бы не партийные квоты, то мажилис состоял бы в основном из возрастных мужчин-предпринимателей и хозяйственников! Так что даже итоги голосования говорят о том, что общество наше более консервативно, чем можно представить. А что такое политика? Это учет мнения большинства, а не только социальных сетей или громкоголосых НПО.
Что касается ТikTok, то его никто запрещать не собирался. Хотя, к примеру, на встречах с населением депутатов регулярно просят навести порядок в соцсетях вплоть до их закрытия. И это тоже наше общество, наши граждане. Прикажете игнорировать такие мнения? Не все же являются тиктокерами!
— Они были довольны депутатским законопроектом об онлайн-платформах?
— Руководители компании считают, что Казахстан в законодательном процессе нашел правильный баланс между интересами граждан, государства и бизнеса. Это официальное мнение руководства онлайн-платформы.
Давайте для себя поймем одну простую вещь. Казахстан не первая страна, которая начала регулировать отношения в сети интернет. Более того, как законодатели, мы отстаем от жизненных реалий и мировых трендов. Напомню, что аналогичные законы уже давно приняты во многих западных странах. Например, в Германии действует закон, согласно которому медиа-платформы более чем с двумя миллионами подписчиков обязаны удалять вредоносную информацию.
Таким образом, наш закон полностью соответствует мировым трендам. Все, что запрещено офлайн, теперь будет запрещено онлайн.
— Но ведь соцсети не единственная проблема в стране…
— Согласен. Сегодня звучит много самых полярных мнений о защите семьи и детей, о запрете казино и рекламы букмекеров. Много говорят о защите традиционных семейных ценностей. Есть разговоры вокруг запрета электронных сигарет. Есть проблема закредитованности населения. И так далее. Поэтому депутаты активно работают с гражданским обществом, экспертами и уже в ходе новой сессии будут выдвигать новые инициативы и готовиться к новым общественным дискуссиям.
И завершая мысль, хочу сказать, что мажилис сегодня является реальным срезом и зеркалом всего нашего общества. Поэтому многоголосие и плюрализм мнений в стенах парламента надо воспринимать как должное и неизбежное. Как спикер палаты, я не могу никому из коллег запретить поднимать те или иные вопросы. И тем более не могу потакать запросам и ожиданиям только одной социальной страты.
— Ерлан Жаканович, сегодня депутаты активно озвучивают довольно острые вопросы, называют очень громкие фамилии, что, наверное, 3-4 года назад было просто немыслимо. На вас никто не обижается? Не пытаются звонить и просить урезонить того или иного народного избранника?
— Это бессмысленно. Глава государства недаром предложил формулу «Сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство». Как сказал Касым-Жомарт Кемелевич, все дискуссии должны из соцсетей и с площадей перейти в стены парламента и маслихатов. Если какие-то вопросы в обществе существуют и дискутируются, то депутаты не имеют права быть в стороне. Я считаю это абсолютно нормальным.
Что же касается обид, то их больше у самих депутатов. Депутатский корпус не устраивает качество и глубина ответов на их запросы. Мажилисмены все более активно требуют от членов правительства конкретной и ясной информации. На закрытии сессии мы уже предупредили правительство, что теперь будем чаще пользоваться правом получения устного ответа от министров по депзапросам, на которые не можем получить внятного ответа. Регламент позволяет нам вызывать их в мажилис для этого.
— После выборов многие известные в сетях люди жаловались на то, что не смогли пройти в мажилис, что их попросту кинули и так далее.
— Как политики, мы видим, что соцсети стали мощным фактором. Но они не все решают и никак не гарантируют стопроцентного попадания того или иного блогера в парламент или маслихаты. Никто еще не отменял традиционных методов работы с электоратом. Победили те, кто грамотно совместил оба подхода, активно встречался и говорил с избирателями. Если же говорить о медийном измерении, то и в мажилис пришло много людей, активно присутствующих в соцсетях. Таких депутатов стараются выдвигать и сами партии. К слову, у одного депутата-одномандатника два миллиона подписчиков в Инстаграме.
— Высокая зарплата депутатов, их соцпакет вызывают раздражение у казахстанского общества. Какие трудовые затраты и риски, оправдывающие все эти блага, скрыты от народа?
— Высокий соцпакет депутатов — это больше досужие разговоры. Выступая в январе прошлого года в стенах мажилиса, президент ввел мораторий на пять лет на повышение зарплаты депутатам. Сегодня она меньше, чем у вице-министров и заместителей акимов. У депутата один помощник, нет личной машины, квартиры выделяются только иногородним, и это точно не пентхаусы.
Взамен этого огромная ответственность перед обществом, сложнейшая работа по законопроектам. Это занимает много времени и сил. Каждый день расписан по часам. А также просто огромный контроль, если хотите, прессинг со стороны общества. Депутаты живут как будто в стеклянном доме. Любая неосторожная шутка депутата тут же становится предметом для обсуждения. В мажилисе сегодня аккредитовано более 600 журналистов. Они досконально знают, во что одеваются депутаты, какие часы носят, какие у них личные авто, где и как живут их дети. И это нормально. Депутаты становятся публичными политиками со всеми вытекающими.
—Люди зачастую не верят правительству и депутатам…
— Ну, хорошо, тогда назовите мне страну, в которой граждане абсолютно верят правительству и депутатам? Мы живем в интересное время, когда есть кризис традиционных институтов. Социальные сети породили большой негативизм, массовое недоверие к институтам власти. Всем приходится заново доказывать свою правоту, актуальность. Вот вы критикуете правительство, но ведь надо видеть и позитив. Приведу одну только цифру. За 2022 год количество субъектов малого и среднего бизнеса выросло на порядок. Так, официально доля МСБ в ВВП страны составила 36 процентов. Число занятых здесь людей в сравнении с 2021-м увеличилось на 11,5 процента и достигло более 3,9 миллиона человек. Разве в стране, где все рушится, бардак и разруха, должно расти число предприятий, число малого и среднего бизнеса?
— Как вы считаете, если депутат провинился перед законом, пусть даже и не по своей профессиональной линии, или же на его репутацию бросают тень проступки его близких, должен ли он складывать полномочия, как того требует в первую очередь общественность или собственная совесть? Не должен ли это сделать Жигули Дайрабаев, за которого очень активно заступались коллеги, в том числе и вы, но критиковали граждане. И где та черта, где выбора уже быть не может?
— Давайте расставим все точки над «i». Юридически лично к депутату Дайрабаеву вопросов нет. Он выдвинут своей партией по списку. Был активным участником избирательной кампании. За партию проголосовало большое число избирателей. Поэтому Жигули Дайрабаев в мажилисе. Он достаточно активный и опытный депутат, поднимает важные для людей вопросы.
Теперь что касается моральной ответственности. Каждый депутат должен сам определять ее. Все депутаты равны по своему статусу. Никто не может указывать другому депутату или фракции: сделай так-то. Ну а в целом любой депутат и партия всегда платят свою цену за тот или иной шаг голосами на следующих выборах. Такова практика всех демократических стран.
— Почему принятые парламентом законы нужно практически сразу же дорабатывать и дополнять? Кто виноват в том, что в закон «О ЖКХ» уже внесено сотни поправок, а он все равно неработающий?
— Нельзя обобщать. Закон закону рознь.
Главная цель модернизации законодательства о ЖКХ была уйти от КСК и перейти к ОСИ — к объединению собственников квартир. Работа вроде велась бойко. Все докладывали, что ОСИ повсеместно внедряются.
Но на практике оказалось, что многие люди не поняли сути реформы, а самое главное, по тем или иным причинам не хотят сами заниматься своим жильем. Им легче все переложить на КСК.
С другой стороны, кому-то понравилось ОСИ за прозрачность и понятность. Один дом - один счет. Все важные решения принимаются с участием собственников и так далее.
Именно поэтому после справедливой критики президента и была выбрана золотая середина. Людям дали право выбора: либо ОСИ, либо КСК, но в доработанном формате в части повышения открытости и подотчетности их работы.
При этом депутаты понимают, что в сфере ЖКХ много вопросов. Поэтому сейчас готовятся новые поправки по этой теме. Депутаты в регионах собирают мнения людей и по ОСИ, и по КСК. По этому вопросу состоялось выездное заседание общественной палаты в Алматы. Ваша газета освещала этот выезд.
А значит, что без учета мнений людей этот общественно значимый закон принят не будет. Законопроекты, касающиеся общественных отношений, требуют именно такого подхода.
— В обществе много обсуждался закон о возврате незаконно приобретенных активов. Откровенно говоря, есть сомнения, заработает ли он в полную силу. Сможет ли государство вернуть в страну миллиарды, выведенные за рубеж? Будут ли снова неприкасаемые, которых этот закон касаться не будет?
— Разработку этого закона президент поручил правительству. Но видя, что работа затягивается, депутаты взяли на себя инициативу. Работа проходила максимально гласно и открыто. Мы все показывали онлайн. Депутаты отвечали на все вопросы журналистов.
С введением этого закона у государства расширяется инструментарий для поиска и возвращения в страну незаконно выведенных активов. Аналогичные законы есть и в западных странах, а также в Армении, Украине.
— А что насчет закона об электросамокатах? Вокруг него была жаркая дискуссия. Поможет он навести порядок с этим видом транспорта с учетом всех заинтересованных сторон?
— Это еще один закон, вызвавший общественный резонанс и активную публичную дискуссию, которая, на мой взгляд, была где-то искусственно подогрета лоббистами. Мы сейчас живем в такое время, когда любой законопроект может стать полем столкновения большого количества интересов. И к этому тоже надо быть готовыми.
Электросамокаты, согласно национальному стандарту, - новый вид транспорта. За счет доступности их количество быстро растет, появились сервисы проката. И это не стало бы проблемой, если бы новый вид транспорта развивался вместе со специальной инфраструктурой. Но инфрактруктура сильно отстает. Поэтому самокаты делят пространство с пешеходами. Такое совместное существование требует регулирования, чтобы обеспечить безопасность людей.
Было много споров. Звучали мнения вообще запретить электросамокаты. Депутаты предложили оптимальное для текущего момента решение, учитывающее интересы всех сторон дискуссии. Это первый шаг. Однако, повторюсь, будущее нового вида транспорта зависит от инфраструктуры. Этот вопрос депутаты будут решать в рамках нового Градостроительного кодекса. Развитие инфраструктуры должно стать обязательством для местных властей и закреплено законодательно.
— Давайте теперь предметно о верховенстве закона. Что конкретно делается для улучшения ситуации в этой сфере, и какова роль в этом парламента?
— Большая работа по укреплению верховенства закона в стране ведется. Здесь нет четких сроков, что именно завтра все заработает как надо. Это живой процесс, в котором должны участвовать все — и государство, и общество. Все мы должны учиться жить по закону, уважать его и уметь применить его. Люди и бизнес должны активно отстаивать свои права. Не бояться судов, а пользоваться ими.
Большим блоком преобразований, проводимых в стране, стали и меры по укреплению верховенства закона. Серьезный акцент был сделан на реформирование судов, модернизацию законодательства с учетом ожиданий общества.
Приведу только один пример. В первом послании президента от 2 сентября 2019 года было объявлено о внедрении в стране административной юстиции. Это когда в споре между госорганом и гражданином суд активно помогает последнему. Данный шаг имеет колоссальное значение для укрепления верховенства закона в стране. Новый кодекс в разы усилил правовую защиту интересов граждан.
По итогам прошлого года в спорах с госорганами судами удовлетворено почти 70 процентов исков. То есть люди находят реальную защиту в судах своих прав и интересов. Думаю, по прошествии нескольких лет адмюстиция существенно поменяет работу госорганов на всех уровнях. Чиновники будут руководствоваться прежде всего законом, потому что знают, что недовольные люди смогут спросить с них через суд.
При реализации конституционной реформы глава государства также сделал особый акцент на повышение правовой защиты граждан. Был создан Конституционный суд, конституционный статус получили Генеральная прокуратура и уполномоченный по правам человека. Недавно парламент заслушал первое послание председателя Конституционного суда. За пять месяцев работы за конституционной защитой обратились свыше трех тысяч граждан. Это говорит о востребованности нового института.
Со своей стороны парламент также активно встроен в эту работу. Сейчас нами большое внимание уделяется открытости и гласности законотворческого процесса. Это позволяет обеспечить широкое вовлечение общественности. Важно, чтобы люди понимали, что, если им что-то не нравится и они хотят это поменять, надо, прежде всего, обращаться к депутатам.
По сути, в этой сессии происходила выработка нового стандарта законотворческой работы. По каждому общественно значимому законопроекту проводились презентации, круглые столы, заседания общественной палаты. Активно участвовали эксперты, общественники, СМИ. Все транслировалось онлайн и в эфире двух государственных телеканалов. Депутаты регулярно выкладывали в своих аккаунтах записи дискуссий по наиболее обсуждаемым нормам.
Теперь важно и дальше развивать культуру законотворчества. Многое начинается с этого. Вокруг законопроектов должны быть споры, дискуссии, разные мнения, различные исследования. Все это надо озвучивать в парламенте. Но когда закон подписан президентом и вступил в силу, его надо исполнять. Страну двигают вперед не посты в соцсетях, а правильные законы и процедуры.