5 октября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани провели телефонный разговор. Лидеры двух государств, как говорится в официальном сообщении Акорды, «выразили удовлетворенность состоянием двусторонних отношений» и заявили о готовности поддерживать позитивную динамику на самом высоком уровне. Контакты двух государств в последние годы заметно активизировались.
Так, президент Токаев отметил, что Катар – это один из стратегических партнеров Казахстана в арабском мире и, по мнению президента республики, последний визит и участие эмира Катара в Международном форуме Астана придали «мощный импульс казахско-катарскому сотрудничеству». И, разумеется, стороны обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества на основе ранее подписанных соглашений, а также обозначили направления для расширения дальнейшего партнерства.
Действительно, за последние годы отношения между Казахстаном и Катаром заметно активизировались, и в официальных сообщениях на сайте эмира Катара нашу страну уже подчеркнуто называют «дружественной». Давайте разберемся, как сотрудничают страны в разных сферах.
Новый виток отношений
В этом году дипломатическим отношениям Казахстана и Катара исполнилось 30 лет – они были установлены 1 июля 1993 года. Однако следует признать, что за предыдущие три десятилетия должного развития они не получили и весь их потенциал раскрыт не был.
К примеру, в 2019 года взаимный товарооборот между двумя странами составил всего 2 млн долларов. Но уже за январь-июль 2022 года этот показатель почти достиг 2,8 млн долларов (за семь месяцев больше, чем когда-то за целый год), а в январе-июле 2023-го он уже превысил 4,7 млн долларов.
Конечно, это лишь малая часть от общего товарооборота Казахстана в 75,2 млрд долларов за первые семь месяцев года, но именно отдельно взятая двусторонняя позитивная динамика очевидна. И эти изменения наметились только в последние годы.
Важной точкой «перезапуска» сотрудничества Казахстана и Катара можно считать государственный визит эмира ближневосточного государства в Астану в октябре 2022 года. Тогда на встрече в расширенном составе президент Касым-Жомарт Токаев заявил о готовности поддерживать катарские компании и пригласил их активно участвовать в совместных инвестиционных проектах в Казахстане – в сельском хозяйстве, энергетике, нефтехимии, горнодобывающей промышленности и финансах.
Подтверждением намерений сделать сотрудничество более активным стало подписание целого ряда документов. В их числе, например, соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, меморандум о взаимопонимании в сфере торговли, соглашение о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области здравоохранения, меморандум о взаимопонимании между минсельхозом Казахстана и министерством муниципалитета Катара по сотрудничеству в области сельского хозяйства и многие другие.
И действительно, потенциал у сотрудничества Казахстана с Катаром велик. У нас есть большие объемы продукции, например, сельскохозяйственной, которая интересна Катару, а у Катара, в свою очередь, есть возможности инвестировать в нашу экономику. Казахстан от этого получит преимущества, диверсифицируя потоки инвестиций и получая доступ к новым рынкам сбыта.
Далее отношения только углублялись. Для этого достаточно посмотреть на официальные сайты Акорды или эмира Катара и ввести название стран-партнеров в строку поиска. Если ранее было всего по несколько сообщений за целые годы, то теперь контакты разного рода – телеграммами, телефонными звонками и личными встречами – происходят чуть ли не каждый квартал.
В чем интерес?
Крепкость сотрудничества между странами в современном мире, надо признать, определяется прежде всего не культурными контактами или исторической общностью, а именно экономикой. Если говорить конкретнее, то торговыми и экономическими связями. Цифры по торговле уже приведены выше, и там есть позитивная динамика, а с инвестициями все еще интереснее.
Казахстан продолжает политику по индустриализации экономики, также в приоритете развитие сельского хозяйства и модернизация энергосистемы. На все это нужны значительные объемы денег, и Катар является одной из стран, которые эти инвестиции может предложить.
Это государство остается одним из самых передовых в арабском мире: например, мировые агентства по типу Fitch, S&P и Moody’s сохраняют инвестиционные рейтинги Катара на инвестиционном уровне.
ВВП Катара в 2022 году составил около 221 млрд долларов, а ВВП на душу населения – почти 83 тысячи долларов. Для сравнения, ВВП на душу населения в Казахстане в прошлом году равнялся порядка 30,5 тысячи долларов.
При этом Катар активно инвестирует в проекты как на своей территории, так и за рубежом. Среди крупнейших инвесторов можно выделить Qatar Investment Authority (QIA) – суверенный фонд благосостояния, который инвестирует излишки доходов от торговли нефтью и газом в инфраструктуру и международные проекты.
Из свежих проектов можно отметить, к примеру, инвестиции в почти 2,5 млрд евро в международный энергетический холдинг RWE AG в октябре 2022 года. Деньги выделили на поддержку стратегии RWE по ускоренному «Зеленому росту» – это поможет компании стать лидером в секторе ВИЭ в США.
Еще один пример – инвестиции в 160 млн долларов в корейскую SK ecoplant, которая строила тоннель «Евразия». Это турецкий проект тоннеля длиною 5,4 километра под проливом Босфор, который соединяет европейскую и азиатскую части мегаполиса.
Также Катар активно инвестирует в развивающиеся экономики. Так, только в Турцию в ближайшие несколько лет Катар намерен инвестировать 15 млрд долларов, а в Египет и Пакистан в 2022 году страна инвестировала 5 и 9 млрд соответственно. Также эта страна активно вкладывает деньги в страны Европы и Великобританию. В прошлом году в экономику Евросоюза было инвестировано более 120 млрд долларов, преимущественно в сферы страховых услуг, сельского хозяйства и производства удобрений.
Таким образом, среди наиболее интересных отраслей для катарских инвестиций можно назвать сельское хозяйство, наукоемкие технологии, крупные финансовые учреждения и конгломераты. И Казахстану это, естественно, очень интересно.
Например, еще в начале 2020 года были слухи о том, что QIA планировал финансировать проекты в Казахстане. Кроме того, на переговорах разного уровня шла речь о взаимодействии в финансах и банкинге, в том числе об открытии представительства банка MASRAF AL RAYAN в Казахстане, а также листинге ценных бумаг банка Qatar International Islamic Bank на бирже Международного финансового центра «Астана» – Astana International Exchange.
Пандемия коронавируса внесла свои корректировки в эти планы, но тем не менее, в марте 2020 года AIX включила в свой официальный список сукуки (исламский аналог облигаций) от Qatar International Islamic Bank.
О выгодах Казахстана
Если вернуться к Казахстану, то важно вспомнить, что часто в своих выступлениях президент Касым-Жомарт Токаев обращает внимание на необходимость работать с иностранным бизнесом и помогать ему реализовывать в регионах страны новые проекты.
В целом поток иностранных инвестиций в Казахстан остается высоким. По данным Национального банка РК, в 2020 году в страну пришло 17,16 млрд долларов прямых иностранных инвестиций, в 2021-м – 23,8 млрд, а в 2022-м – чуть более 28 млрд. Но большая часть этих инвестиций по-прежнему идет в добычу сырья.
В 2022 году туда пошло 12,15 млрд долларов иностранных капиталов, а в обрабатывающую промышленность – всего 5,6 млрд. Однако для реализации планов Казахстана по индустриализации деньги должны прежде всего направляться в обрабатывающие отрасли и инфраструктуру. И Катару, судя по последним инвестициям своего суверенного фонда, интересны именно такие проекты.
Да, приток инвестиций из Катара в Казахстан уже был, но оставался в общем потоке незначительным. Например, в 2015 году статистика отмечала приток в 30 млн долларов, в 2022-м – 13,1 млн, а в остальные годы и того меньше. Однако теперь ситуация может измениться.
Институт экономических исследований еще в прошлом году по этому поводу писал, что исходя из повестки казахстанско-катарского диалога выявляются два приоритетных направления сотрудничества. Речь идет об использовании площадки МФЦА для привлечения инвестиций Катара в страны Центральной Азии, а также о реализации совместных проектов в горнодобывающем секторе и производстве продовольственных товаров.
Параллельно эксперты говорили о возможности участия Катара в инфраструктурных проектах, например, развитии железной дороги «Казахстан – Туркмения – Иран» с подключением паромного сообщения между Ираном и Катаром. Эта инфраструктура поможет увеличить взаимный товарооборот между Казахстаном и Катаром, а вместе с тем и транзит продукции других государств.
Все это позволяет очертить периметр сотрудничества двух стран – инвестиции и торговлю. Например, в мае 2023 года премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов посетил Катар, и во время этого визита было заявлено, что казахстанская сторона предложила нарастить экспорт продукции в Катар по 60 товарным позициям на сумму около 243 млн долларов. Также была обозначена важность сотрудничества между государственными фондами Qatar Investment Authority и «Самрук-Казына» – в части планов по созданию совместного фонда прямых инвестиций.
Все это показывает, что сотрудничество уже обретает конкретные черты. А за экономикой подтянутся и другие сферы, например, культурная и социальная. Тем более что Катар ранее уже инвестировал в разные проекты, не связанные с экономикой. В их числе строительство в Астане мечети Әбу Насыр әл-Фараби и образовательного центра имени шейха Тамима.
Главным, тем временем, в этом вопросе остается реализация конкретных договоренностей, достигнутых на высоком уровне. И если сотрудничество между Казахстаном и Катаром будет развиваться дальше так же активно, то выгоды получает все стороны, включая, прежде всего, граждан Казахстана – через создание новых производств, рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджет.