понедельник, 25 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-5oC
Астана:
icon
-4oC
×

Децентрализация власти и регионализация кадровой политики. Дело пошло

Когда в Казахстане говорят о развитии регионов, то это как-то подчеркивает разделение страны на более и менее значимые части. С одной стороны, так и было, о чем периодически говорили жители ряда областей, поэтому изменение сложившейся ситуации стало одной из приоритетных задач центральной власти. Несмотря на то что процесс этот только начался, ряд положительных изменений уже налицо. Причем это касается различных сфер жизни, среди которых политический аспект является одним из ведущих. В этом вопросе подробнее разбирался политолог Андрей Чеботарев.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

Назначить, но своего

В принципе, глава страны Касым-Жомарт Токаев стал поднимать тему развития регионов с первых лет своего президентства. Судя по всему, основы этому были положены, когда он дважды занимал пост главы верхней палаты парламента, ведь сенат как раз является тем органом, который демонстрирует прямое представительство регионов в верховной власти. Однако, судя по всему, этого было недостаточно, учитывая все чаще проявляющийся дисбаланс в представительных и исполнительных органах власти на местах.

Весной прошлого года глава государства заявил о необходимости ввести запрет на совмещение акимами всех регионов партийных должностей. В ноябре 2022-го этот запрет был законодательно утвержден, и это также является существенным влиянием на отход влияния центра на местную исполнительную власть. Вот что об этом думает директор центра актуальных исследований «Альтернатива» — известный политолог, кандидат политических наук Андрей Чеботарев.

«Мы видим, что акимы перестали быть представителями партии власти, хотя они, скорее всего, сохраняют членство в Аmanat и различные связи с маслихатами, где представители этой партии преобладают практически во всех регионах. Но в любом случае нет явно выраженной поддержки и административного ресурса, когда акимы совмещали руководство местной исполнительной властью и главы областного филиала партии большинства», — говорит политолог.

Но прежде чем проводить политические реформы в этом направлении, закрепляя их правовой основой, Акорда стала менять кадровую политику по определению глав регионов.

«Региональная политика действительно заметно изменилась за последние годы. Прежде всего, надо отметить, что акимами регионов стали в основном назначать выходцев из местных элит. То есть те, кто именно там поднимался по карьерной лестнице, вплоть до поста замакима или до другой значимой позиции на местном уровне. Раньше же довольно продолжительное время мы наблюдали назначение главами областей и больших городов представителей центральной власти, а сейчас же, условно говоря, начался процесс регионализации кадровой политики. Хотя и здесь есть перемещения по принципу лояльности. Например, назначение акимом Восточно-Казахстанской области Ермека Кошербаева, кадрового дипломата. Но все-таки преобладает тенденция поднимать местных. То есть Акорда стала проявлять заинтересованность контроля власти в стране именно в порядке ротации в регионах, чем используя прежнюю тактику наместников из центра», — продолжает эксперт.

Новые области — новые возможности

Действительно, назначение «своих» акимов, как показывает практика, положительно восприняли местные жители. Хотя, по большому счету, окончательные выводы делать еще рано. Но, по крайней мере, можно наблюдать меньше критики в их адрес. А вот в некоторых регионах, напротив, позитивные отклики заметно превосходят негативные, и это в первую очередь относится к новым регионам.

Для большей части казахстанцев как-то отошло на второй план (особенно для жителей больших городов) разделение трех областей, «оптимизированных» в суровые 90-е. Тогда, весной-летом 2022-го, наряду с позитивным восприятием высказывалось немало сомнений в правильности такого шага. Так, говорилось о возрастании бюджетных расходов, сопротивлении элит и даже росте сепаратистских настроений. Однако время показало, что все эти опасения оказались напрасными. Поэтому особо выделяется эта инициатива президента, которая еще принесет свои плоды.

Кстати, в областях Абай и Улытау были неплохие результаты по активности избирателей как на парламентских выборах в марте, так и на пилотных выборах акимов районов, прошедших полтора месяца назад. А ведь развитие электоральной культуры и возможность самим выбирать себе акима, начиная с самого низшего, является серьезным шагом в укреплении политической самодостаточности регионов.

Андрей Чеботарев также считает это важным моментом для продвижения реформ в региональной политике государства.

«Важным моментом является то, что проводятся выборы акимов сельских округов и городов районного значения, а со следующего года должны пройти масштабные выборы акимов районов и городов областного значения. Пилотные выборы, мы знаем, прошли в 42 районах и трех городах», — отмечает политолог.

Вместе с тем он считает, что власть пока осторожничает, но при этом наблюдается и пассивность среди так называемых гражданских активистов.

«Здесь, конечно, с одной стороны, власть использует все, чтобы сохранить контроль за этими выборами. Это означает, что контроль сохранится и за соответствующими регионами, а к полной децентрализации руководство страны не готово. С другой стороны, эти выборы хороши для того, чтобы оживить политический процесс в разных регионах. И было бы очень кстати, если бы оппозиция и активная часть нашего общества приняли участие в них. Но я думаю, что к этому общество придет, когда начнутся выборы в областных центрах и других крупных городах в регионах. Если, условно говоря, будут выборы в Павлодаре, Кызылорде, то, скорее всего, активность общества и местного населения возрастет», — предполагает директор центра актуальных исследований «Альтернатива».

Вся власть — самоуправлению!

Но все-таки больше инициатив должно исходить снизу — это закон не только политики, но и физики. Для политолога Андрея Чеботарева эта тема очень близка: он продвигал и продвигает идею максимального развития местного самоуправления на всех уровнях, и сейчас соответствующий законопроект находится в парламенте.

«Конечно, важным моментом и для властей, и для общества является развитие местного самоуправления. Ведь если говорить о местном самоуправлении, то это не то чтобы речь шла только о демократизации или крутом реформировании. Прежде всего это более эффективное решение местных вопросов и проблем посредством участия населения в той или иной форме. Пока населению дали возможность только выбирать себе сельских акимов. Однако надо эти формы расширять, чтобы избиратели могли потом и контролировать этих акимов. Мы видим, что не везде, скажем так, волеизъявление избирателей сработало, есть люди, которые не ходили на выборы по различным причинам или голосовали и поддерживали своего кандидата. Но вот когда весной следующего года вступит в силу закон об общественном контроле, они могут в большей степени контролировать деятельность избранных и пока еще назначаемых акимов», — говорит Андрей Чеботарев.

Политолог уверен, что местное самоуправление нужно активнее реализовывать и власть тоже это понимает, но, по его словам, «власть не может пока себе позволить максимальную демократизацию и децентрализацию, потому что нет, скажем так, уверенности, нет четкого просчета, к чему это может привести, к каким позитивным или негативным последствиям».

«Тем не менее местное самоуправление надо продвигать. Здесь, кстати, обратил внимание на негативную, на мой взгляд, тенденцию, когда власти разрабатывали и вносили на обсуждение соответствующие законопроекты, но значительная часть общественности, и в особенности оппозиция, как-то молчала. То есть эта тема их особо не волновала. Но на самом деле, по моему убеждению, она должна активно обсуждаться на всех уровнях, и прежде всего в самих регионах. Ведь местное самоуправление — это не удел только лишь экспертного сообщества, которое заседает в основном в Алматы и Астане, в первую очередь, должен быть интерес у самих граждан и активной части регионального сообщества», — резюмирует известный политолог.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0