В «Казмортрансфлот» рассказали о подготовке отечественных капитанов торгового флота страны.
Подготовка кадров для морской отрасли – одна из приоритетных задач стратегии развития Национальной морской судоходной компании «Казмортрансфлот». По реализованной программе подготовки кадров за счет грантов компании обучены около 100 казахстанцев в ведущих российских вузах. Но почему на судах все еще нет взращенных собственными силами капитанов? Об этом мы побеседовали с руководством КМТФ.
Подготовка и обучение персонала – одно из требований международной морской организации (IMO). Поэтому при подготовке кадров КМТФ руководствуется Международной Конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ). И с 2007 года Казмортрансфлот запустил 5-летнюю программу обучения своих молодых специалистов. Каждый год набирали по 25 человек и направляли в лучшие отраслевые вузы – в Государственный морской университет им. адмирала Ф. Ушакова в Новороссийске и Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С. Макарова в Санкт-Петербурге.
«Морская отрасль – новая для Казахстана. Поэтому и кадров своих не было. Думаю, сегодня мы можем гордиться, что готовим собственный кадровый состав. Это реализовано благодаря программе, которую поддержал наш акционер – АО «НК «КазМунайГаз». Наши выпускники сегодня работают на различных судах, и не только на Каспийском море, но и в открытых морях, океанах. Особенно горжусь за младший офицерский состав, за моряков, которых вообще не было, а сегодня они бороздят моря и океаны. Дефицит морских кадров наблюдается везде, а казахские специалисты весьма востребованы, их с удовольствием забирают на работу иностранные судоходные компании. Что касается, топ-менеджеров компании, то все проработали здесь более 10 лет, то есть именно взращены «Казмортрансфлотом», – отмечает генеральный директор НМСК «Казмортрансфлот» Марат Орманов.
Заветная мечта Марата Орманова – взрастить собственных капитанов. Он объяснил, что их в казахстанском флоте ранее не было.
«При всей своей уникальности человек не может стать капитаном через 3–4 года. Сначала нужно наработать плавательный ценз 10-15 лет после 5 лет обучения, пройдя определенные ступени. Сначала моряки становятся третьим, вторым, старшим помощником капитана, отработав на каждой позиции несколько лет. И только после этого могут стать капитанами. Наши выпускники, к примеру, сегодня выросли до вторых помощников, вторых механиков. Мы ожидаем, что примерно через 5 лет они достигнут плавательного ценза и смогут быть капитанами, – объяснил глава судоходной компании.
При этом одного опыта недостаточно. Человек должен обладать рядом компетенций.
«Чтобы управлять судами, должен быть определенный опыт работы на них. Не зная специфики работы, нельзя давать команды, о которых сам не имеешь представления. К примеру, документация постоянно обновляется, требования меняются, и чтобы внести эти коррективы, человек должен знать, о чем идет речь. Мы сейчас работаем над тем, чтобы взрастить именно командный состав. Для этого требуется определенный ценз. Достигнув необходимого опыта на определенной должности, сотрудник сдает экзамен, чтобы доказать, что заслуживает продвижения по службе и знает свою работу. Затем проходит курс обучения и получает специализированные сертификаты, собирает характеристики от компетентных специалистов. Только тогда мы можем повысить его до следующего уровня. Но порой не достаточно иметь 5-летний опыт работы старпомом, чтобы командовать составом. Нужно не просто знать принцип погрузки того или иного оборудования, груза, расчет остойчивости судна, а уметь работать с людьми. Поэтому все зависит от самого человека», – рассказал заместитель генерального директора по безопасности мореплавания и эксплуатации флота Жаксылык Копбаев.
Во флоте работать непросто. Если в обычной жизни мы находимся на работе определенное время, а затем уходим домой, то на судне экипаж проводит вместе не сутки, а месяцы. Коллектив находится в постоянном контакте. И задача капитана как руководителя – найти общий язык со всеми и при этом уметь командовать, особенно, когда подчиненные старше тебя. А уважение завоевать можно только знаниями.
«Чтобы назначить капитана, недостаточно, чтобы он просто умел хорошо управлять судном. Сколько есть людей, которые отлично маневрируют, знают технологию, но не умеют командовать, работать с людьми. Находясь в море, капитан несет ответственность за людей, за груз, за судно, за операции. И сам должен принимать решения. Оперативный штаб на суше может лишь помочь, но не знает ситуации на расстоянии. Поэтому последнее слово всегда за капитаном. Даже глава компании не может дать приказ. Также капитан следит за выполнение требований международных конвенций, защищает любое имущество от повреждений и потерь, несет ответственность за медицинские случаи на борту. То есть он обладает неразделимой властью и полностью отвечает за деятельность судна, за безопасность судна, и, что немаловажно, за защиту окружающей среды. А значит работать на этой должности должен человек, который обладает всеми необходимыми компетенциями, в том числе сильным характером, уверенностью. И такие люди в нашей компании есть, чем мы особенно гордимся», – говорит Жаксылык Копбаев.
В КМТФ уверены, что среди нынешнего состава помощников достаточно перспективных сотрудников, способных вырасти до руководящей должности. И уже через 5 лет национальный флот сможет похвастать первыми доморощенными капитанами.
Текст и фото: Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА