Общественный деятель Талгат Омаров обеспокоен высоким уровнем смертности во время работ в канализационных колодцах. Он уверяет, что достаточно провести всего одно заседание правительства, где будут расставлены точки над «i», и проблема будет решена, передает ИА «NewTimes.kz».
Компания Honeywell поставляет на мировой рынок техническое оборудование. Недавно в кулуарах выставки по средствам индивидуальной и коллективной защиты в городе Сатпаеве в интервью изданию abctv.kz региональный представитель компании Honeywell в Казахстане Санжар Бейсембаев поведал о том, что примерно 50 сотрудников коммунальных служб ежегодно погибают в Казахстане от отравления газами в замкнутых подземных пространствах.
«Мы как таковую статистику не вели. Есть официальная, а есть неофициальная статистика: в год около 50 случаев — это точно со смертельным исходом происходит, это мы знаем. Просто в некоторых случаях это не получает широкого освещения в СМИ», — сказал он.
В то время как компания собирается провести работу со службами и сделать им определенную стандартизацию работы, общественный деятель Талгат Омаров убежден в том, что правительство должно определить четкую и последовательную политику в этой отрасли.
Фото: youtube.com/AzattyqRadio/
«Пять лет назад я и мои единомышленники добились, чтобы в нормативы были внесены изменения. Но на этом все остановилось. То, что мы требовали, было выполнено только наполовину.
А ведь не сложно по всей республике провести разъяснения о том, что произошли изменения в нормативах, и теперь необходимо приобретать приточно-вытяжные вентиляторы? Не сложно потом проконтролировать — у кого они есть, а у кого их нет? Да и само правительство должно было распорядиться, чтобы соответствующие государственные учреждения вооружились этим оборудованием», — заметил он.
Талгат Омаров напомнил, что на балансе многих ведомств, относящихся к министерствам, имеются колодцы.
«Вот, к примеру, пару лет назад солдат-срочник погиб. Значит, министерство обороны нуждается? Да!
Есть тюрьмы и следственные изоляторы. Там тоже имеются колодцы, а значит, им тоже нужны.
«КТЖ» тоже смотрит на эту проблему сквозь пальцы. В середине августа 2018 года там погибли работники.
Минздраву не нужны? В поселке Чилик Алматинской области погибли медики.
В нашей стране граждан в десять раз меньше, чем в России, но там люди забили тревогу на всю федерацию, как только выяснилось, что около десяти человек в год погибает в колодцах», — сожалеет он.
Тем не менее, общественный деятель отметил, что за последние 3-4 года с тех пор, как правительство внесло изменения в нормативы, смертность несколько снизилась.
Фото: NewTimes.kz
«Достаточно одного заседания правительства, чтобы навести порядок во всей стране. Но, видимо, не хватает толчка. От одного только получасового заседания, возможно, зависит, уйдет из жизни еще один человек или нет.
Будь я генпрокурором, то счел бы такое молчание преступным», — заявил он.
Мужчина отметил, что поиск и наказание виновных, сами по себе, вряд ли помогут предотвратить чрезвычайные ситуации в дальнейшем.
«Ежегодно десятки работников погибают в колодцах из-за отравления канализационными газами. По фактам отравлений возбуждаются уголовные дела и наказываются люди, ответственные за технику безопасности.
Однако эта мера не позволяет предотвратить смертельные случаи в дальнейшем и даже не помогает снизить риски отравления», — подчеркнул он.
И добавил, что в колодцах получают отравления не только работники коммунальных служб, на балансе которых находятся колодцы, но и те, кто не могли оставаться в стороне и спешили на помощь задыхающимся в смертельных колодцах людям.
«Я считаю, что эту проблему нужно решать на высоком уровне, с привлечением заинтересованных министерств и ведомств: КЧС, МВД, МЮ, Минздрава, Минфина, Министерства труда и социальной защиты, Министерства обороны, КНБ, акиматов областей и городов республиканского значения, а также КТЖ и аэропортов Казахстана.
Некоторые вышеперечисленные государственные учреждения и коммерческие структуры имеют на своем балансе колодцы, доступ к которым ограничен другим предприятиям (исправительные учреждения, таможня, военные части и прочее).
Смертельных случаев можно избежать, а риски снизить до нуля, как это сделало ГКП «Астана Су Арнасы». Но, в отличие от него, предприятия, к большому сожалению, ограничиваются приобретением газоанализаторов, которые могут показать уровень загазованности в колодце в момент замера, но никак не могут удалить этот смертельный газ», — уверяет он.
Талгат Омаров высказался о несчастном случае в Шелеке Алматинской области.
«А тем временем в селе Шелек обвиняют завхоза Аркена Ушарова, несмотря на то, что он не имеет права первой подписи на всех денежных и других документах.
Как он может быть в ответе за то, что отсутствовали средства индивидуальной защиты (СИЗ), если купить их может только первый руководитель организации? Более того, он в тот день находился в командировке в Алматы.
Это не единственный случай, когда первые руководители избегают ответственности, а вся вина лежит на людях, которые априори не могут приобретать средства индивидуальной защиты», — сказал он.
По наблюдениям общественника, во многих регионах не осведомлены о том, что, прежде чем спуститься в колодец, необходимо продуть со дна колодца ядовитые газы и только после этого вести там работы.
«Я побывал во многих регионах Казахстана, разговаривал с замами по технической части коммунальных предприятий по поводу необходимости приточно-вытяжного вентилятора для продувки ядовитых газов со дна колодцев. Все в один голос говорят, что руками и ногами они «за» приобретение подобного оборудования, но замы по финансам сетуют на отсутствие денег. Первые руководители не предпринимают никаких мер по изысканию средств на приобретение действенных СИЗ и пускают ситуацию на самотек», — констатирует он.
А еще Талгат Омаров пребывает в шоке от того, что многие руководители не признают законов физики.
«Когда я был в одной области, меня обескуражила позиция первого руководителя. Он сказал: «Чем покупать это оборудование, лучше откроем люк колодца и подождем полчаса, пока все газы не проветрятся естественным путем».
Во-первых, он не может не знать, что открытый канализационный колодец — это источник опасности.
Во-вторых, он должен знать по школьной программе, что ядовитые газы тяжелее воздуха, поэтому они будут оставаться на дне колодца.
За то время, пока они будут проветривать, могут пострадать люди. Туда может нечаянно заехать водитель, дети, играя, могут туда свалиться, как это случилось 8 сентября в поселке Береке Павлодарской области.
Конечно, я не имею права утверждать, что именно по этой причине в поселке Береке произошел тот несчастный случай. Это просто мои догадки, потому что другого объяснения я не вижу», — подытожил он.
Недавно менеджеры компаний по водоснабжению и водоотведению Астаны и Караганды рассказали о том, как им удается избегать чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев во время работ, связанных с повышенной опасностью. Выход они видят в предварительной очистке колодцев от ядовитых газов, использовании противогазов и защитной спецодежды.
Напомним о трагических случаях, о которых стало известно СМИ в этом году:
3 июля трое человек задохнулись в канализационном колодце на территории больницы в Алматинской области. Завхоз стационара боялся, что в гибели людей обвинят его. Так и произошло впоследствии.
21 июля в ВКО в канализационном люке погибли четыре человека.
8 августа трое рабочих задохнулись в колодце при ремонтных работах в Костанайской области.
28 августа стало известно, что при очистке колодца в Капшагае погибли три слесаря.