В степи, где мог выжить только сильный, одинокой женщине с малолетними детьми прожить было практически невозможно. И чтобы осиротевшие дети не остались без средств к существованию, а вдова — без крепкого мужского плеча, нашими предками был придуман обычай левирата — аменгерство.
И сегодня этот древний обычай предков, видимо, не потерял своей актуальности. Ведь при нынешних условиях женщина, оставшись одна с малолетними детьми, не всегда может самостоятельно воспитать своих детей. Традиции и обычаи народа должны соответствовать своей эпохе. Следовательно, можно сказать, что древний обычай предков сегодня не утратил свое первоначальное значение и некоторые люди возрождают его, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на aqparat.ortalyq.kz.
Исповедь мужчины, взявшего себе токал, передаем от первого лица.
«В семье было нас только двое — я и мой брат. Мама работала учителем казахского языка и литературы, а отец был врачом-стоматологом. Когда я учился на первом курсе университета, а мой брат на четвертом, в дом ворвались грабители и убили наших родителей.
И настали черные дни. Без родителей было тяжко. Но тут нам на подмогу пришла Жайна — девушка моего брата. Она окружила нас поистине материнской заботой. Она стирала, убирала, готовила у нас дома. Впоследствии мой брат и Жайна создали семью. Жили они дружно. Сначала у них родился сын, потом дочь. Как молодой семье, в Алматы им выделили квартиру.
Невестка познакомила меня со своей юной родственницей. Мы полюбили друг друга и поженились. Счастливые были времена...
Однажды мой брат не вернулся с работы. В результате аварии на производстве погиб он и три его товарища. Мы умылись слезами от безмерного горя. Особенно тяжело было невестке.
Когда мы с братом попали в беду, она не бросила нас, а протянула руку помощи. Теперь, когда она осталась с детьми одна, как я могу ее оставить? Я заявил супруге, что отныне буду помогать жене покойного брата и его детям, и все, что зарабатываю, отныне буду делить на два дома. Моя жена очень любила Жайну и сразу согласилась. Отметили годовщину смерти брата, затем вторую и третью…
И в какой-то момент моя жена вдруг заговорила об аменгерстве. [әмеңгерлік — обычай левирата у казахов, по которому овдовевшая супруга выходила замуж за одного из братьев своего мужа].
Я был поражен. Я не мог себе представить, как можно жениться на своей невестке и жить с ней как мужчина живет с женщиной... Моя жена около месяца настойчиво поднимала этот вопрос. Насколько я понял из наших долгих разговоров, женщины тоже тоскуют по мужским объятиям, как мы, мужчины, тоскуем без внимания женщин.
Прошло пять лет, как покинул нас брат. Жайна старалась не подавать виду, но я чувствовал, как ей нелегко.
Похоже, моя жена и с Жайной обсуждала эту тему. Я долго стеснялся и откладывал этот разговор. Но однажды собрался с духом и поговорил с Жайной.
«Я, конечно, не допущу, чтобы дети моего брата жили с чужими людьми. Если вы не против, я предлагаю вам по заветам предков, по закону шариата стать моей токал, при условии, что ваши родственники не будут возражать», — сказал я.
Оказалось, что родственники Жайны тоже желали такого исхода. Таким образом, придя к соглашению, мы собрали родственников и в присутствии имама провели обряд бракосочетания. А моя жена с радостью засвидетельствовала этот брак.
Женщина — светоч домашнего очага и опора мужу. Сестры Жайна и Гульжан сейчас очень дружны между собой. Гульжан за годы брака подарила мне троих сыновей. А Жайна, ставшая мне женой по обычаю левирата, родила прекрасную дочь. Теперь я отец шестерых детей. Все, что зарабатываю, я делю ровно на две части. Мои жены довольны. Они сами тоже работают и помогают друг другу. Я ночую в каждом доме по очереди.
Я рассказал свою историю не для того, чтобы поднять тему токал, которую все любят обсуждать. Я просто поделился тем, что сам пережил. Прошу у Аллаха только одного — благополучия моим детям и душевного спокойствия моим женам», — подытожил он.