Известный писатель, общественный и политический деятель Олжас Сулейменов на страницах газеты «Вечерний Алматы» поделился своим видением успешной реализации программы «Рухани жаңғыру».
– Как писатель, скажу, что жаңғыру – обновление, модернизация сознания невозможно без развития литературы. К сожалению, наша литература сейчас не развивается. Совершенно очевидно, что государство, прежде всего, должно учесть прежний хороший наработанный опыт в этом деле и традиции, которые не следует забывать.
Если мы хотим, чтобы период, который мы сейчас переживаем, остался в нашей литературе и воспитывал общественное сознание будущих поколений, нам действительно на это надо обратить пристальное внимание. Особенно прошедший съезд писателей показал, насколько наша литература деградировала просто-напросто. Не состоялось того высокого разговора о литературе, о культуре, о стране, о мире. А были какие-то взаимные перепалки, и совсем не интересные, не писательские, это очень неприятно удивило меня.
И, конечно, надо придать значение развитию гуманитарных наук, таких как языкознание, филология, литературоведение. Все это способствует развитию общественного сознания и личного сознания человека.
Многое в повседневной жизни мы списываем на влияние рыночных отношений, формирующих общество потребления. Может, это и сказывается на дефиците духовной отдачи?
– У нас есть опыт, не все было плохо, нельзя буквально все зачеркнуть и оттолкнуть. Многое из прошлого может гармонично влиться в реалии дня. Например, Советский Союз был самой читающей в мире страной, нас называли «государством великого читателя». Сейчас мы «нечитатели», и это все сказывается на нашей культуре, на отношении к стране. Общаясь с людьми, я не могу, к сожалению, сказать, что все мы пылаем чувством влюбленности в свою страну, патриотизма. Нет должного объединяющего чувства. А ведь даже во время Великой Отечественной войны люди читали и не теряли духовного начала. После войны, несмотря на потери и разруху, народ не озлобился, духовность была более развита, что ли, как чувство. Тогда мы все были по-своему патриотами, увлеченные успехами своей страны, переживали ее недостатки. Полет Юрия Гагарина – этот праздник переживали люди во всем мире. Этот день, 12 апреля 1961 года, можно было сравнить с 9 мая 1945 года. Незнакомые люди на улицах обнимались, поздравляли друг друга с этим эпохальным событием, объединенные одной радостью, одной на всех.
Около тридцати лет мы живем в независимом государстве, строим, творим. Много хороших событий уже стало историей. Все обращения Президента страны к казахстанцам последовательны и направлены на созидание, в том числе программа «Рухани жаңғыру». Но один Президент в поле не воин, какой бы замечательной ни была программа, он рассчитывает на поддержку своего народа. Поэтому только последовательными действиями, всем миром, в заданных направлениях, каждый на своем месте, мы добьемся реального успеха. При этом для благополучного развития, в качестве задела на будущее нам необходимо сделать акцент на гуманитарных, научных, культурных вопросах. Иначе просто на ура нам не добиться желаемого результата. Нужно отходить от потребленческих стереотипов, включать мозги, прилагать усилия и волю, отдавать делу душу. Иначе мы будем топтаться на месте и сотрясать воздух декларациями. Вот что из этого получается: например, почти за 30 лет нашей Независимости я ничего не слышал о прорывных открытиях отечественных ученых, ни фундаменталистов, ни гуманитариев. Вы слышали? Я – нет, а хотелось бы... Хотелось бы вернуть былой престиж учителю, безоговорочную веру его учеников в мудрость и знания своего наставника, больше познавательных книг, грамотно составленных учебников. Пока этого, увы, нет. Зато радует, что проблему увидел Президент и в программной статье поставил задачу перевести 100 лучших учебников мира по гуманитарным знаниям на казахский язык. Учебники охватывают такие сферы, как философия, социология, психология, религиоведение, культурология, языкознание, антропология, экономика, менеджмент и бизнес, 18 из них уже переведены.
Действительно, не стоит на авось сочинять непригодные учебники, а я уверен, что в сложившейся ситуации так оно пока и будет. А обучение нашей молодежи по 100 лучшим учебникам мира возымеет эффект уже через несколько лет. Таким образом, появится возможность для полноценного образования студентов по истории, политологии, социологии, философии, психологии, культурологии, филологии. Как отметил Президент: «Наша гуманитарная интеллигенция должна быть поддержана государством путем восстановления гуманитарных кафедр в вузах страны. Нам нужны не просто инженеры и медики, но и люди, хорошо понимающие современность и будущее. Нам нужно перевести в ближайшие годы 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык и дать возможность нашей молодежи учиться по лучшим мировым образцам». Это вселяет в меня надежду, что обучение наших студентов перейдет на должный качественный уровень, тем самым выиграет и подготовка кадров, как сказал Президент, адаптированных к глобальной конкуренции в сфере знания.
Вы сказали, что большие надежды возлагаете на молодежь, при этом подчеркнули, что система образования нуждается в корректировке, а студенчество – в поддержке. Где, на ваш взгляд, пробел?
– Сейчас увеличилось число высших учебных заведений. В мое время было всего два университета – алматинский КазГУ и карагандинский. Но профессию все желающие обрели, и я тоже, окончил геолого-разведочный факультет Казахского госуниверситета. Потом учился в литературном институте и стал в этом направлении работать. А сегодня студенты заканчивают вуз, и не говорю что все, но многие, покидают родные стены, не зная куда идти, имею в виду по профессиональному пути. На вопрос «Кем ты будешь?» многие отвечают: «Не знаю». А ведь это дипломированные молодые специалисты, трудоустраиваются совсем не по профессии. И это, мне кажется, неверно, что-то нарушилось в этой образовательной системе. Потому что в советское время мы получали распределение и уже на последних курсах знали, кто куда пойдет работать. Тогда высшее учебное заведение выступало как бы необходимым звеном одной цепочки. Сейчас же вуз никак не связан с другим звеном этой цепи. Считаю, это не та система, ради которой мы так старались, поэтому, безусловно, она нуждается в корректировке. Система должна быть хорошо увязана, все ее звенья соединены. Когда абитуриент поступает в вуз, он должен знать, что обязательно будет работать по выбранной профессии. Вот это и есть развитие общественного сознания, когда все механизмы того, что мы делаем, взаимозависимы и крепко связаны. И на эту тему нам надо глубоко задуматься.
Нам надо помнить, что Казахстан богат природными ископаемыми, наша щедрая земля в изобилии родит всевозможные сельскохозяйственные культуры. Именно Казахстан прославился знаменитой Целиной – объединенные одной идеей, энтузиазмом, гордостью за свою страну люди приезжали к нам со всего Советского Союза и возрождали целинные земли. И это получалось, и это было, и это никуда не выбросишь, не забудешь. Надо помнить о таких событиях, нужно подражать былому патриотизму, стремиться быть похожими на своих героических предшественников. И как не согласиться с Главой государства в необходимости оказывать всестороннюю поддержку сельхозкооперативам. Действительно, государство совместно с бизнесом должно находить стратегические ниши на международных рынках и продвигать отечественную продукцию. А значит, нам требуется больше развивать обрабатывающую промышленность, открывать заводы, создавать рабочие места, заботиться о человеке. Чтобы бренд «Сделано в Казахстане» стал не просто звучанием, а всенародной гордостью. Это, на мой взгляд, даст мощный толчок к воспитанию в молодом поколении настоящего с большой буквы патриотизма.
Как вы думаете, в целом наше общество готово к реформаторским преобразованиям, проводимым в стране?
– Конечно. Более того, люди сами хотят этого. Наше общество созрело, у нас успешно действует Ассамблея народа Казахстана – уникальный общественный институт. В нашем мирном государстве проживают более 130 этносов и народностей. Для многих Казахстан в лихое время стал второй родиной.
Самое главное – помнить об этом, при любых условиях относиться к прошлому с уважением. Зачеркивать нужно все устаревшее, но не старое, старинное. Напротив, с огромной благодарностью надо воспринимать все хорошее, что имеем, пользоваться им, приноравливать к нашей действительности. Добрые традиции нужно сохранять и развивать, чтобы не оказаться пустыми, никчемными и не начинать все заново, потому что это бессмысленно, ведь мир сегодня стремительно шагает вперед, а мы хотим идти с ним в ногу. Вот это все, на мой взгляд, и предполагает модернизацию общественного сознания.