В редакцию программы «Басты бағдарлама» обратилась женщина, назовем ее Айнур. Она познакомилась с человеком, закончившим религиозную школу в Египте, и вышла за него замуж. Но речь далее пойдет об апогее этой истории.
Айнур рассказала, что муж трижды произнес «Талак!» и развелся с ней, после чего женился второй раз. А детей оставил себе.
Однажды экс-супруг собрался в поездку и попросил ее приехать на один день, чтобы она присмотрела за детьми.
Ничего не подозревающая женщина согласилась. Ведь речь шла об ее детях.
Она вспоминает, что попала в большое здание, похожее на гостиницу. Бывший муж привел ее с детьми в маленькую комнату.
«Неожиданно он на глазах детей повалил меня на кровать и начал душить, выворачивать руки. Он изнасиловал меня», — поведала Айнур.
По ее словам, позже сексуальное насилие повторилось. Айнур до сих пор не понимает, почему он пошел на это, да еще и во время Рамазана.
«Ведь он мусульманин, обучающий других людей, читающий проповеди важным лицам, депутатам, начальникам...», — недоумевает она. При этом уточняет, что ее бывший супруг — салафит.
Ведь он мусульманин, обучающий других людей, читающий проповеди важным лицам, депутатам, начальникам...
О надругательстве женщина сообщила в правоохранительные органы, и после этого началось расследование.
Оказалось, уточняет Айнур, ее бывший муж находился под подозрением полиции из-за хранения запрещенной литературы.
Однако, утверждает она, знакомство со следователем мужчину ничуть не обеспокоило.
«Он чувствовал себя уверенно, требовал, чтобы я забрала заявление. «Ни к чему хорошему это не приведет. Ты же знаешь — я все равно приду к победе. Ты ничего со мной не сделаешь», — говорил мне он. Мы сидели в кабинете следователя, и выглядело так, будто не следователь меня допрашивает, а он», — жалуется Айнур.
По неизвестной причине дело закрыли. Возможно, рассуждает автор телесюжета, у религиозного проповедника оказались сильные связи.
Тем временем Айнур вспоминает, что мужчина в самом начале их знакомства казался нормальным. Он резко изменился после обучения в Египте. Но непосвященный, глядя на этого человека, не сможет определить, что он принадлежит к секте, уверяет Айнур.
«Он не отпустил бороду. Не носит короткие штаны. Почему? Потому что он очень хитрый. Даже когда он видит, что его последователи одеваются в таком стиле, он им делает замечание: «Эй! Эти могут узнать. Так не ходи, не выдавай себя. Технично все надо делать. Словами», — рассказывает женщина о бывшем супруге.
Судя по этому «портрету», бывший муж героини телесюжета — «умеренный салафит». Наиб-имам Центральной мечети Алматы Нурмухаммад Иминов назвал их «мадхалитами».
Волки в овечьей шкуре
«Большую опасность представляют… К сожалению, они в Казахстане есть, даже получают какую-то поддержку и защиту, раз они могут спокойно пропагандировать свои взгляды. У них есть и сайты, и учителя», — высказывался Нурмухаммад Иминов в 2015-м.
«Умеренные салафиты не выступают против правителя, они не призывают к джихаду. Они не призывают к убийствам, террору, экстремизму. Они запрещают все это. Говорят, что нужно слушаться и следовать за правителем, то есть за президентом. Если посмотреть, тихие, хорошие мусульмане, у которых нет террористических взглядов. Если посмотришь их сайты, там всегда восхваляется президент, но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Мадхалиты настраивают молодежь против духовного управления мусульман Казахстана, против имамов, против мечетей. Тут появляются двойные стандарты: за правителем мы идем, но ДУМК — неправильно, их слушать нельзя», — пояснил он на встрече с сотрудниками департамента УИС.
«Их цель — идти в определенном направлении. Из-за этого адепт нетрадиционного течения Ислама противопоставляет себя окружающей среде, и смотрит на других как волк. И тогда уходят уважение, дружба и даже почитание родителей», — добавляет советник-теолог центра адаптации «Ақ ниет» Рахымжан Сағынай.
Салафитских течений много. Но, в общем и целом, салафитов подразделяют на «умеренных», «радикальных» и «фанатично-радикальных».
В интернете на запрос «умеренные салафиты» [мадхалиты] выходит много неутешительной информации.
В последнее время высказывается мнение запретить салафизм. Однако это не так легко сделать. В Казахстане стараются решить эту проблему путем «переубеждения» сторонников нетрадиционных течений и их мирного перехода в лоно традиционного Ислама.
«Когда происходит вербовка в секту, психологическая техника и упражнения, которые при этом применяют, выглядят, на первый взгляд, мирно. Но в итоге они превращают новообращенных адептов в людей, готовых отдать жизнь или отнять ее ради идей данного сообщества и его лидера», — делится своими наблюдениями психолог Ақгүл Молдабекова.
«Люди, которые позиционируют себя правильными и называют то, что ты делаешь «харамом», все время восклицают «Астагфируллах», на самом деле сами больше других совершают «харам» и обманывают народ. Я больше не хочу связываться с такими людьми», — рассуждает Айнур, героиня телесюжета.