Долг $550 млрд: Авиакомпании продолжают нести убытки из-за коронавируса

Любые выступления правительства о мерах поддержки в карантин затрагивают проблемы малого и среднего бизнеса. Но судорожно закрытые границы и запрет на свободное передвижение граждан в первую очередь ударили по сфере воздушных перевозок. Журналист ИА «NewTimes.kz» выяснила, какие убытки несут казахстанские авиакомпании и что с этим делает государство.

Долг $550 млрд: Авиакомпании продолжают нести убытки из-за коронавируса
Фото: samolety.org

Тройной удар

В течение трех карантинных месяцев в Казахстане было остановлено выполнение всех регулярных внутренних рейсов. И уж тем более под запретом оказались международные полеты. Пандемия, ЧП и карантин — вот три бича, всерьез ударивших по сфере воздушного транспорта.

Так, доходы авиакомпании от перевозки пассажиров за январь–апрель 2020 года составили 69,1 млрд тенге. Это на 32,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«За период март-май 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года доход от перевозки пассажиров сократился на 79%. Количество перевезенных пассажиров сократилось на 66%», — сообщили в отечественной авиакомпании Air Astana на вопросы журналиста ИА «NewTimes.kz».

Доходы предприятий начали сокращаться еще с самого начала режима ЧП. В марте 2020 авиакомпании заработали 13,8 млрд тенге, что на 45,8% меньше по сравнению с мартом прошлого года.

В апреле их доход составил всего 1,3 млрд тенге. Это на 95,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

«В марте-апреле текущего года число перевезенных пассажиров в Казахстане сократилось на 70%. Так как в рамках исполнения поручения Госкомиссии по ЧП с 1 апреля текущего года и по настоящее время по международным направлениям сокращено 440 рейсов в неделю по 97 маршрутам, или 99% всех международных полетов», отмечают в МИИР РК.

Также, по информации комитета по статистике, показатель «Перевезено грузов, багажа, грузобагажа» за период январь–март 2020 года составил 5,47 тыс тонн. Это на 8,3% меньше значения периода январь–март 2019 года.

«Принимая во внимание, что часть грузов перевозится в грузовых отсеках пассажирских авиарейсов, основной причиной снижения данного показателя являются введенные ограничения по осуществлению деятельности авиакомпаний для минимизации распространения пандемии коронавируса на территории Казахстана», — добавляют в пресс-службе.

В целом с января по апрель 2020 года объем доходов казахстанских авиакомпаний составил 71,3 млрд тенге. Это почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Время полумер

«Авиакомпания никогда не обращалась за прямой финансовой поддержкой к государству и не намерена нарушать этот принцип», — отвечают в Air Astana на вопрос о том, какие меры господдержки получает компания из-за пандемии.

Тем не менее, Казахстан уже присоединился к Соглашению о сотрудничестве по предотвращению и управлению событиями в области общественного здравоохранения в гражданской авиации (CAPSCA).

Это добровольный орган, созданный по инициативе международной организации гражданской авиации и всемирной организации здравоохранения. В его рамках пассажирские рейсы рассматриваются как часть полной программы восстановления авиации.

При этом особое внимание уделяется восстановлению доверия пассажиров при устранении рисков для здоровья с помощью специально разработанных мероприятий.

«На сегодняшний день специалистами CAPSCA обсуждаются меры по восстановлению пассажирских перевозок гражданской авиации и обеспечению безопасного выполнения полетов экипажами воздушных судов в условиях распространения COVID-19», — сообщили в пресс-службе МИИР РК.

Авиакомпаниям и аэропортам уже предоставлены дополнительные меры поддержки. Например, их освободили от уплаты НДС на импорт запасных частей к самолетам. Техобслуживание и другие услуги в сфере авиации также будут освобождены от НДС за нерезидента до конца года.

Конечно, компании активно разрабатывают собственные антикризисные меры. Так, Air Astana планирует заняться международными грузовыми перевозками. Для этих целей перевозчик переоборудует три самолета Boeing 767-300.

«Решение о создании грузового подразделения принято в качестве антикризисной меры из-за пандемии COVID-19 и вследствие повышенного спроса на грузовые перевозки. Это, безусловно, внесет свою лепту, но не покроет сокращение выручки из-за приостановки пассажирских рейсов», — ответили на наш вопрос в авиакомпании.

Пессимистичные прогнозы дает и международная ассоциация воздушного транспорта (IATA).

Судя по их анализу, совокупная долговая нагрузка мировых авиаперевозчиков к концу года вырастет примерно на 28% — до 550 млрд долларов. Это на 120 млрд долларов больше уровня задолженности в начале 2020 года.

«Эта прибавка распределится между госпомощью и коммерческими кредитами, считают в ассоциации.

Так, 67 млрд долларов — это государственные займы, государственные гарантии и отложенные налоги, а 52 млрд долларов — задолженность, образовавшаяся из коммерческих источников — кредитов, облигаций и некоторых других инструментов», — сообщается на сайте ассоциации.

По словам гендиректора IATA Александра де Жуньяка, помощь от государства лишь помогает удерживать отрасль на плаву. А вот их следующая задача заключается в том, чтобы предотвратить падение авиакомпаний под бременем задолженности, которая возникает из мер государственной поддержки.

Loading...

9 июля, четверг