После того как в марте 2020 года в Казахстане было объявлено чрезвычайное положение, а по всему миру закрылись границы, туристическая сфера попала в очень тяжелое положение, передает ИА «NewTimes.kz».
О том, с какими вызовами столкнулась туристская сфера Казахстана и какие меры по выходу из ситуации были предложены, рассказала министр культуры и спорта РК Актоты Раимкулова:
«Одним из первых серьёзных сигналов стала проблема возврата казахстанских туристов, отдыхавших в этот момент на мировых курортах. Стоит отметить, что с данной проблемой столкнулись многие страны мира».
Механизм Системы гарантирования прав граждан в сфере выездного туризма, внедренный правительством, позволил оперативно организовать в течение недели возврат на родину 5 913 казахстанцев. Система дала возможность знать поименно каждого туриста, место и период его отдыха.
Далее, возникли финансовые проблемы на туристском рынке. Компаниям нужно было платить налоги, зарплаты своим работникам, чтобы удержать квалифицированные кадры, а также содержать свои офисы.
Министерство предложило меры по освобождению от налогов, предоставлению льготных кредитов, а также отсрочки по действующим кредитам. Все эти меры были поддержаны премьер-министром и финансовым блоком правительства.
С учетом постепенной стабилизации эпидемиологической ситуации, были выработаны дополнительные меры по планомерному восстановлению туристского рынка.
Совместно с Министерством индустрии и инфраструктурного развития на первом этапе восстановили межгородские авиа- и ж/д сообщения, автобусные перевозки. Затем постепенно налажено авиасообщение по основным мировым курортным дестинациям, что позволило туркомпаниям выполнить ранее принятые, но отложенные обязательства перед клиентами, оплатившими путевки на отдых с марта по май 2020 года.
Для запуска казахстанских курортов совместно с Министерством здравоохранения были выработаны алгоритмы безопасной работы туристских объектов, они показали свою эффективность в применении, что позволило своевременно поддержать сферу внутреннего туризма.
В условиях пандемии правительству совместно с частным инвестором удалось завершить строительство, а в начале июля 2020 года запустить самый крупный в Центральной Азии 5-звездочный отель курортного типа «Rixos» на побережье Каспийского моря. Многие туркомпании за счет сотрудничества c отелем по реализации туристских путевок смогли улучшить свое финансовое положение. Только за август в отеле отдохнуло порядка 20 тысяч человек, а на конец года этот показатель достиг более, чем 75 тысяч человек.
«Таким образом, во внутреннем туризме отрасли была предоставлена возможность работать и выполнять свои обязательства перед клиентами, даже в тех регионах, которые находились в зоне риска. По нашим сведениям, во всех курортных местах не оставалось свободных мест для бронирования, вплоть до конца летнего туристского сезона прошлого года», – сообщили в Минкультуры.
Продолжилась работа по продвижению законопроекта о туризме в Мажилисе. В условиях тотального сокращения расходов бюджета депутатами и правительством был поддержан ряд новых мер государственной поддержки туристкой отрасли. Были одобрены расходы в размере 163 млрд. тенге до 2025 года. Эти меры должны оказать существенное позитивное влияние на развитие рынка туристских услуг в посткризисный период.
Для скорейшего восстановления отрасли и повышения ее инвестиционного потенциала на долгосрочную перспективу в рамках законопроекта были разработаны дополнительные меры стимулирования развития отрасли такие как:
За счет реализации данных мер планируется получение мультипликативного эффекта за 5 лет в виде привлечения в экономику 180 млрд тенге дополнительных доходов в бюджет, создания более 170 тыс. рабочих мест и реализации не менее 1000 проектов.