По оценкам экспертов, «серый» импорт (то есть, контрабанда) зерна из России в Казахстан составляет от 1,5 до 2 млн тонн в год, передает ИА «NewTimes.kz».
По информации портала Eldala.kz, рост урожайности пшеницы в России в последние годы привел к снижению ее себестоимости.
Это повысило привлекательность Казахстана как рынка сбыта для фермеров соседнего государства – зерно здесь дороже, а вести его россиянам сюда ближе, чем в порты Черного моря.
«С одной стороны, приток более дешевого зерна для Казахстана – благо, поскольку создает на внутреннем рынке возможность выбора для покупателя – брать отечественное зерно или импортное. Также наличие альтернативы стимулирует и зерновиков Казахстана развиваться, работать над повышением производительности труда – чтобы также снижать себестоимость своей продукции. Однако часть поставок российского зерна в Казахстан быстро ушла в серую зону: такое зерно завозят в страну нелегально, без уплаты НДС. Это искажает здоровую рыночную конкуренцию и бьет по тем трейдерам, кто работает честно», — говорится в публикации.
Большая проблема и в том, что «серое» российское зерно в прошлом сезоне начали активно реэкспортировать в Среднюю Азию – без уплаты российской экспортной пошлины и транзитного тарифа. Это привело к падению цен на легальные поставки, рассказал президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек,
Завезенная без уплаты НДС пшеница оформляют на крестьянские хозяйства, а потом в виде скрытого реэкспорта, без уплаты транзитного железнодорожного тарифа, отправляют в страны Средней Азии и Афганистан.
«В течение последних лет Павлодарская область – лидер по приему и транзиту нелегального зерна из России. В текущем маркетинговом сезоне активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается также со стороны Актюбинской и Западно-Казахстанской областей. Об этом говорят цифры: из Павлодарской области при валовом сборе урожая зерновых в 913,5 тысячи тонн экспорт зерна и муки в зерновом эквиваленте, а также перемещение внутри страны за 2022 год только железнодорожным транспортом составили 977,1 тысячи тонн –107% от объема производства», — сообщил Алихан Талгатбек.
По Западно-Казахстанской области при валовом сборе урожая зерновых в 255,7 тыс тонн экспорт и перемещение в 2022 году составили 354,1 тыс тонн – 138% от объема производства. По Актюбинской области при валовом сборе урожая зерновых в 432,9 тыс тонн экспорт и перемещение составили 232,5 тыс тонн – 54%.
А ведь эти цифры не учитывают внутреннее потребление областей на продовольственные, фуражные и семенные цели, а также перевозки автомобильным транспортом, подчеркивает эксперт.
По его словам, деятельность контрабандистов наносит ущерб и государству, и легальному бизнесу страны, прежде всего фермерам. Алихан Талгатбек перечислил основные негативные последствия:
• Искаженная статистика реального урожая зерна в Казахстане, следствием чего становится невозможность сформировать баланс производства и потребления зерна. Не имея этих цифр, правительство в периоды повышенного спроса со стороны соседей начинает нервничать и вводит запреты и ограничения на экспорт. Это ведет к разрушению многолетних торговых отношений и недополучению прибыли участниками рынка.
• Недопоступление обязательных налоговых отчислений в бюджет.
• Недополученная доходность от транзитных ставок казахстанскими железными дорогами.
• Доначисления НДС на последующих добросовестных покупателей-мукомолов такого зерна.
«Но главная проблема состоит в том, что дешевое контрабандное зерно становится маркет-мейкером для наших покупателей в Средней Азии и Афганистане. «Серая» пшеница на станции Сарыагаш предлагается на 5-10% дешевле легальной, и покупатель начинает требовать скидок и от трейдеров, работающих с казахстанским зерном. Они вынуждены идти на эти условия, иначе продажи просто встанут», — заявил Алихан Талгатбек.