+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
09.12.2015 в 01:21

Программа индустриализации: Масштабная перестройка экономики Казахстана

Масштабная перестройка экономики Казахстана, заложенная программой форсированной индустриализации, должна обеспечить производственную и промышленную безопасность страны. Именно в условиях продолжающегося глобального экономического кризиса, Казахстану необходимо сделать конкретные шаги по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией и отходу от импортозависимости.

11 декабря в Астане пройдет значимое ежегодное мероприятие, посвященное итогам реализации государственных программ – индустриализации и "Нұрлы жол".

Правительство отчитается перед Главой государства о работе индустриально-инновационных проектов, развитии промышленности в целом и строительстве инфраструктурных объектов. Во время телемоста с регионами страны будет введен в эксплуатацию ряд новых объектов Карты индустриализации. Кроме того, президентскими премиями "Алтын сапа" и "Парыз" наградят лауреатов 2015 года.

Стоит отметить, что уходящий год стал настоящим испытанием для отечественной экономики и, в частности, для промышленности, которая столкнулась с негативным влиянием внешних факторов. Это – снижение цены и спроса на нефть и металлы; замедление развития экономики Китая и России; сложности с доступом к финансированию реального сектора. Тем не менее Правительство приняло все меры по недопущению спада экономики. Насколько эффективными они оказались для индустриализации, и каковы планы на следующий год, об этом мы беседуем с минис¬тром по инвестициям и развитию РК Асетом ИСЕКЕШЕВЫМ.

– Асет Орентаевич, что было наиболее сложным в текущем году? Удалось ли выполнить все намеченные планы?

– Действительно, год был непростым. Можно сказать, вторую пятилетку индустриализации мы начали в условиях "идеального шторма" – нестабильность на внешних рынках, сложная геоэкономическая ситуация, санкции против нашего ближайшего соседа и ключевого партнера – России. И это не могло не сказаться на нас, на нашем бизнесе.

Уже в конце прошлого года мы получили достаточно серьезный сигнал. Поэтому с начала 2015 года Правительство разработало и приступило к реализации плана оперативных мер поддержки бизнеса. Удалось оказать помощь более чем 200 предприятиям как крупным, так и небольшим.

Например, для крупных предприятий были предоставлены льготы по железнодорожным тарифам, на электроэнергию; продлили до конца года запрет на экспорт лома черных металлов и золотосодержащего сырья. А малым и средним предприятиям мы помогли с загрузкой через заказы крупных предприятий. В итоге с МСБ заключено более 23 тысяч договоров на 1,3 триллиона тенге.

– И каков результат?

– А результат положительный. Итоги 12 месяцев мы еще подведем. Но показатели 10 месяцев таковы – удалось увеличить производство: арматуры на 40% (по итогам ожидается до 800 тысяч тонн), цемента – на 14% (500 тысяч тонн на строительство дорог), каустической соды на 34%, аммиачной селитры – на 13,4%, кабельной продукции. Увеличено производство титана почти в 3 раза, титановых сплавов и слитков на 23%, рафинированной меди – на 20%, серебра и каустической соды – на треть. На "АрселорМиттал Темиртау" стабилизированы объемы производства. И это несмотря на аварии на доменных печах №2 и 3, что в целом соответствуют уровню 2014 года (3,5 миллиона тонн стали) и сохранены объемы поставок на рынок Ирана – 1 миллион тонн.

Улучшилась ситуация по экспорту. Например, Усть-Каменогорский конденсаторный завод возобновил поставки в Россию. По итогам года ожидается рост производства на 25%. Объемы экспорта увеличили Кентауский трансформаторный и Талдыкорганский аккумуляторный заводы.

На самом деле это антикризисная работа. Она – важная, но кризис не отменяет развитие. Поэтому основные направления нашей работы – они остаются – мы сконцентрировались на двух основных направлениях – индустриализации и программе "Нұрлы жол".

– Хотелось бы спросить о проектах индустриализации. Как они отреагировали на кризис? Не испытывают ли трудностей? И не стало ли меньше вводиться в эксплуатацию?

– Знаете, прежде чем ответить на ваш вопрос, хотел бы пояснить, что мы не гонимся за количеством. Главное, чтобы проекты были проработанные, не "сырые". Да, в первой пятилетке государство старалось поддержать все инициативы бизнеса. Тогда было необходимо поднять предпринимательский дух, чтобы бизнес поверил в идею индустриализации, активизировался. В тот посткризисный период это было очень важно. Но теперь мы должны смотреть в первую очередь на качество. И об этом, выступая с Посланием, сказал Глава государства, обращаясь к центральным госорганам и регионам.

Что же касается вашего вопроса. За прошедшие 6 лет в рамках Карты индустриализации было реализовано 890 проектов, создано 85 тысяч постоянных рабочих мест.

В том числе 120 проектов в нынешнем году, на которых было создано 60 тысяч рабочих мест, из них 10 тысяч – это постоянные рабочие места. Некоторые проекты текущего года будут презентованы 11 декабря во время телемоста. Полагаю, это будет широко освещено в средствах массовой информации, в том числе и в вашей газете. Поэтому не хотел бы останавливаться на описании этих проектов.

Начиная с 2010 года, все эти новые производства, выпустили продукции более чем на 5 триллионов тенге. В том числе с начала текущего года – на 1 триллион тенге.

Да, не все идет гладко – часть проектов, действительно, испытывали серьезные трудности. На сегодня около 200 производств работают с низкой загрузкой, а 21 проект регионального уровня – простаивает. Но несмотря на то, что за них отвечают акиматы, Правительство также принимает необходимые меры для решения вопросов этих предприятий.

– Что значит – "регионального уровня"?

– Это значит, что есть очень крупные, капиталоемкие проекты, с участием транснациональных компаний, за которые ответственно Правительство, центральные госорганы – они входят в республиканскую Карту индустриализации.

А есть проекты, за которые отвечают акиматы совместно с НПП – они в региональных Картах индустриализации.

– Смогли ли повлиять на региональную экономику новые производства?

– Безусловно! Более того, если бы не новые производства, то промышленность существенно "просела". Так, проекты Карты составляют 22% выпуска металлургии, 30% – химической промышленности и 33% – стройиндустрии. Например, в Мангистауской области 3 проекта Карты дают 44% обрабатывающей промышленности этого региона. Это – Актауский битумный завод, производство аммиака и аммиачной селитры на "КазАзот" и цементный завод в поселке Шетпе.

Другой пример из Костанайской области. Выход на проектную мощность "Евраз Каспиан Сталь", где произведено 300 тысяч тонн арматуры, позволил компенсировать 9% падения обрабатывающей промышленности этой области.

В целом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, проекты Карты показали рост выручки на 14%, в то время как традиционные предприятия обрабатывающей промышленности упали на 9%.

– Асет Орентаевич, выступая 30 ноября с Посланием, Глава государства вновь подчеркнул важность продолжения программы индустриализации и привлечения инвестиций. Что изменится в вашей работе по индустриализации с учетом кризиса, будут ли вводиться коррективы, особенно в части привлечения инвестиций?

– Глава государства поручил принять дополнительные меры, которые позволят перейти нашей стране на новую модель – ростановую модель роста, основанную не на сырьевых ресурсах, а на диверсифицированной экономике и развитом человеческом капитале.

Эти меры позволяют решить старые наболевшие вопросы в экономике, которые мешали индустриализации и привлечению инвестиций. Такие меры, как развитие конкуренции, приватизация госпредприятий, внедрение новой модели банкротства без остановки предприятий, решение вопросов проблемных активов банков, доступ к финансированию и так далее. Это – вопросы, которые помогут резко активизировать инвестиционную активность и развить МСБ.

Да, мы продолжим политику индустриализации. Президент поручил внести коррективы в программу. Сейчас мы над ними работаем. Основные подходы останутся неизменными. Во 2-й пятилетке акцент будет ставиться на стимулировании производительности труда в обрабатывающем секторе, активной политике по продвижению экспорта обработанных товаров на соседние рынки, по поддержке инноваций.

Мы также продолжим работу по улучшению инвестклимата в стране. Дело в том, что виден тренд ухода инвестиций из развивающихся стран в условиях кризиса. Поэтому нам необходимо вести более агрессивную инвестиционную политику. Об этом постоянно говорит Президент. Сейчас ведется активная работа согласно рекомендациям ОЭСР. Планируем в ближайшее время вступить в Комитет по инвестициям данной организации. Кроме того, с января 2016 года наше Министерство по инвестициям и развитию будет работать по принципу "одного окна" для инвесторов. Все необходимые для реализации инвестпроектов разрешительные документы будут выдаваться в одном госоргане. Это 363 госуслуги (лицензии, разрешения, различные справки). Соответствующий закон уже принят, разработаны более 30 подзаконных актов. Глава государства в Послании дал поручение усилить эту работу, создать Правительственный совет и усилить координацию этой работы, в том числе с вовлечением наших посольств, регионов, бизнес-сообщества. В этом направлении в ближайшее время будут приняты серьезные меры.

Хочу отметить, что за последние несколько лет Казахстану удалось значительно улучшить свои показатели по инвестиционному климату, привлечь ряд транснациональных корпораций. Как вы знаете, такую задачу ставил Глава государства. В рейтинге ООН по притоку прямых иностранных инвестиций в мире Казахстан по итогам прошлого года занял 28-е место, среди государств с переходной экономикой – 2-е место, а среди стран, не имеющих выхода к морю, – 1-е.

Так, за 6 лет в стране было открыто 224 производства с участием иностранных инвесторов на сумму свыше 15 миллиардов долларов. 29 ТНК реализовали 46 производств на 2,5 миллиарда долларов.

В 2015 году в Казахстан зашли несколько новых инвесторов. Например, финская Tikkurila построила завод лакокрасочных изделий в Алматинской области. Японская Toyota Tsusho инвестировала в выращивание зерна и овощей.

Кроме того, несколько компаний реинвестируют полученную в свои действующие проекты. Можно отметить французский "Данон", который вложил в средства в увеличение производства новых видов молочной продукции до 11 000 тонн в год. Южнокорейская компания Lotte – в создание второго производства в Шымкенте. Турецкая BTM Group реинвестировала в производство новых видов продукции в стройиндустрии.

Надо понимать, что иностранные инвесторы приносят не только деньги, но и прогрессивные методы ведения бизнеса, новые технологии.

– Глава государства в Послании сказал, что, начиная с 2017 года, профессионально-техническое образование станет бесплатным. Ощущается ли дефицит кадров для индустриального развития? Если да, то как решается этот вопрос?

– На мой взгляд, это решение Елбасы было очень своевременным. Кадров не хватает практически во всех отраслях. Поэтому Президент всегда остро ставит вопрос развития человеческого капитала. Это основа конкурентоспособности нашей страны.

Только для проектов Карты индустриализации на 2015–2019 годы нужно около 40 тысяч человек в таких сферах, как ГМК, химпром, фармацевтика, стройиндустрия и деревообработка, машиностроение и легкая промышленность. Поэтому для нас очень важен постоянный приток квалифицированных кадров: молодых ученых, изобретателей, инноваторов и рационализаторов, инженеров.

Сейчас мы совместно с МОН определили 10 вузов и 10 колледжей, проводим работу по эффективности системы образования, ее адаптированности к современным запросам экономики.

В 2015 году в базовых вузах был размещен государственный образовательный заказ в объеме 1 900 мест по профильной магистратуре. Наибольшее количество мест распределили по таким специальностям как: "Химическая технология неорганических веществ" – 260, "Машиностроение" – 262, "Металлургия" – 186, "Пищевая безопасность" – 140.

Сейчас разрабатываются 8 новых образовательных программ с учетом международного опыта и требований индустриализации. В 2017–2018 годы в планах разработка еще 16 образовательных программ с участием работодателей для дальнейшего внедрения в 10 базовых колледжах. Еще один немаловажный вопрос – это переподготовка кадров. В следующем году в рамках Карты индустриализации будут переобучены 8,5 тысячи работников предприятий. Дополнительно для сферы услуг подготовят 7 тысяч специалистов из числа безработных и самозанятых.

– Вы говорили, что антикризисную роль сыграет и программа "Нұрлы жол"…

– Это так. Как вы знаете, в рамках "Нұрлы жол" развернулась масштабная строительная работа в транспортной сфере. Всего реализуется 16 проектов.

Только в текущем году на стройке инфраструктурных объектов было занято 72 тысячи человек. И ежегодно как минимум сто тысяч человек будут обеспечены работой в рамках программы "Нұрлы жол".

– Расскажите, пожалуйста, какие объекты будут сданы по итогам нынешнего года, а по каким проектам еще идет строительство.

– Мы завершаем работы на основных отрезках автокоридора Западная Европа – Западный Китай. Полностью эта дорога откроется в следующем году.

В текущем году также откроется движение между Шымкентом и Таразом; вводятся в эксплуатацию участки на трассах Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, на отрезке Центр – Восток, полностью завершится реконструкция участка Омск – Павлодар. В целом реконструкцией было охвачено 2,2 тысячи километров автомобильных дорог. В следующем году строительство будет вестись на 1,6 тысячи километрах.

Как я уже сказал, планируется полное завершение проектов Западная Европа – Западный Китай (424 км), Бейнеу – Актау (230 км), участков Астана – Темиртау (149 км), Алматы – Капшагай – Талдыкорган (120 км) и Астана – Петропавловск (51 км).

Если же говорить о новых планах, то сейчас готовятся технико-экономические обоснования ряда проектов. Это – реализация проектов Центр – Юг (Караганды – Балхаш – Бурылбайтал – Курты), Центр – Запад (Астана – Актобе – Атырау – Астрахань), Узынагаш – Отар, Жетыбай – Жанаозен. А также Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Ушарал – Достык и Мерке – Бурылбайтал. Общая протяженность этих дорог 4,7 тысячи километров.

Кроме того, мы развиваем три ключевые "гавани" страны: паромный комплекс в порту Курык, "сухой порт" на СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" и столичный аэропорт, где пропускная способность увеличится с 750 до 1 750 пассажиров в час.

До 2019 года поэтапно откроются новые международные сообщения по направлениям Гонконг, Токио, Сингапур, Нью-Йорк. Это необходимо для становления Астаны в качестве финансового центра мирового уровня.

– И еще вопрос из сферы информатизации и связи. Одна из значимых новостей – это то, что с начала следующего года будет работать госкорпорация "Правительство для граждан". Что даст населению создание этой организации?

– Во-первых, эта корпорация будет создана путем слияния на базе ЦОНов ключевых РГП, оказывающих услуги в сфере социальной защиты, земельных отношений и движимого имущества. Мы выбрали именно эти услуги, как наиболее востребованные. После объединения предприятий в них будут применяться единые стандарты оказания госуслуг, действующие в ЦОНах.

Например, если сегодня РГКП "ГЦВП" оказывает свои услуги с 9.00 до 14.00, а НПЦЗМ с 9 до 18.30, то в госкорпорации все услуги будут оказываться с 9.00 до 20.00, включая субботу. А жители отдаленных сел смогут получить эти услуги в "Казпочте".

Причем стоимость госуслуг для граждан не изменится. Количество услуг увеличится с 212 до 522, причем большая часть будет в электронном формате. За несколько минут можно будет оформить документы на землю и недвижимость, а также собрать справки для выхода на пенсию. Раньше за этими бумагами нужно было стоять в очередях в разных центрах, теперь все будет в одном месте.

***

Государственные программы «Новой индустриализации» и «Нурлы жол», а также другие антикризисные меры, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым, помогли Казахстану избежать серьезных потрясений.

В феврале этого года Президент Республики Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства в Акорде заявил: «Еще раз хочу сказать: в нашей казахстанской экономике как такового отдельного кризиса нет. Глобальный кризис имеет внешний фактор. Первый отрицательный фактор - это снижение цен в мире на нефть более чем в два раза. Снижаются мировые цены на наши основные экспортные товары: металлы, удобрения и другое. Второй важнейший фактор - это экономический кризис, обесценение российского рубля, рецессия в России», - сказал тогда Нурсултан Назарбаев.

По словам Лидера нации, в настоящее время в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 43 миллиона безработных, от голода страдают 850 миллионов человек.

«В Еврозоне безработица - 11,5%. Видите? Общая мировая такая ситуация, а мы часть всего мира и на нас не влиять это все не может. Вот мы и ощущаем», - пояснил глава государства.

Но, несмотря на мировой кризис и политические проблемы в мире, Казахстан завершил 2014 год с положительным результатом. По поручению Главы государства правительство принимает ряд мер антикризисного характера. В прошлом году было активизировано партнерство с международными финансовыми организациями, которые полностью поддерживают Казахстан, заключены рамочные соглашения больше чем на 8 миллиардов тенге; была проведена широкомасштабная реформа системы государственного управления.

Реализуемая в Казахстане программа «Нурлы жол» является действенной антикризисной мерой. Программа является своего рода точкой роста экономики в трудных условиях и создания рабочих мест для граждан страны.

В свою очередь, правительство Казахстана пообещало, что все проекты программы «Нурлы жол» будут запущены без задержек. Все транспортно-логистические и инфраструктурные проекты программы «Нурлы жол», запланированные в текущем году, готовы к старту и будут запущены без задержек. В частности, в сфере ЖКХ отобраны 86 проектов, бюджетные кредиты будут выданы регионам в марте, в апреле начнется реализация. По арендному жилью конкурсы по приобретению готового жилья уже проведены, определены победители. Первые 1 357 квартир были предоставлены в марте очередникам в городах Астана, Алматы, Кокшетау, Костанай, Семей. А строительство нового жилья началось в апреле. Таким образом, в результате принимаемых мер будет обеспечено стабильное развитие промышленности, своевременное начало посевной кампании и поддержка малого и среднего бизнеса.

Кроме того, в настоящее время подготовлен новый пакет законодательных инициатив по улучшению позиции Казахстана в рейтинге Doing Business. Для снижения административной нагрузки на бизнес с 1 января текущего вступил в силу Закон по кардинальному улучшению условий для предпринимательства. Закон позволил значительно сократить количество процедур, сроков и финансовых затрат бизнеса.

Вместе с тем Правительство Казахстана ведет переговоры с российской стороной по вопросам, касающимся ситуации, сложившейся во взаимной торговле, где из-за снижения курса российского рубля продукция казахстанских производителей стала неконкурентоспособной в сравнении с подешевевшим российским импортом. Блок вопросов стоит с ослаблением курса рубля и снижением спроса на казахстанскую продукцию. В соответствии с договоренностями, достигнутыми в ходе переговоров Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина, Главой Казахстана даны соответствующие поручения. Правительством начат переговорный процесс по выработке решений с российской стороной.

Помимо этого, Казахстан ведет переговоры с инвесторами из Южной Кореи, США, Великобритании и Франции в рамках реализации второй пятилетки государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития страны.

Как известно, Казахстан - одна из двух стран в регионе, по которым продолжаются рост инвестиций. Ведется активная работа по всей системе от послов, нацкомпаний, правительства, акиматов. Продолжаются переговоры с инвесторами, которые выразили желание участвовать во второй пятилетке. Это около ста компании на сумму более 40 миллиардов долларов. 60 из них уже находятся в карте. При этом продолжается работа по привлечению новых инвесторов. С КНР проработаны свыше 40 проектов. Работа ведется также с инвесторами из Турции, ОАЭ, РФ и других стран. Продолжается точечная работа по привлечению крупных компаний из Южной Кореи, США, Великобритании, Франции.

По информации Министерства по инвестициям и развитию, до конца текущего года в Казахстане планируется сохранить объемы производства цинка, свинца, меди. Небольшой рост ожидается по аффинированному золоту, ферросплавам. При этом остаются риски по меди из-за снижения цен, по железнорудному сырью из-за снижения спроса в Китае. По меди остановлены два низкорентабельных рудника, но физический объем будет сохранен по производству. Рабочие специалисты будут направлены на новые объекты, которые будут введены в этом году или на переподготовку кадров. По Соколовско-Сарбайскому горнопроизводственному объединению имеющиеся контракты позволят обеспечить стабильную работу предприятия.

В химической промышленности, благодаря мерам поддержки принятым государством, ожидается сохранение уровня производства на уровне прошлого года. Есть небольшие риски по «Казфосфату» из-за ситуации в Европе и России, но даже при снижении по сравнению с прошлым годом также сохраняется коллектив и рабочие места.

Между тем Глава государства обратился к ФНБ «Самрук-Казына» и национальным компаниям с просьбой поддержать тенге путем обмена своих денег. Это позволит не допустить резких колебаний курса тенге и учесть все интересы.

Также в Казахстане приняты меры по оптимизации налогообложения недропользователей для сохранения уровня добычи нефти. В 2015 году в связи с падением мировых цен на нефть всеми добывающими компаниями страны приняты меры по сокращению затрат. Тем не менее, в настоящее время совместно с экономическим блоком правительства приняты меры по оптимизации налогообложения и сокращения текущих инвестиционных затрат, для того чтобы сохранить уровень добычи и выполнения социальных обязательств этих компаний.

Особую роль в экономике страны играет нефтедобыча. По ТОО «Тенгизшевройл» в этом году планируется добыть 26,7 млн тонн нефти. В текущем году должно быть принято решение по проекту будущего расширения ТШО. Прогнозный срок ввода в эксплуатацию объектов расширения - 2021 год. Это позволит увеличить добычу нефти до 38 миллионов тонн. На период строительства создается до 20 тысяч рабочих мест.

В декабре прошлого года подписано соглашение по регулированию всех вопросов по проекту Кашагана. Возобновление коммерческой добычи нефти в Кашагане начнется во второй половине 2016 года. Добыча жидких углеводородов на Карачаганаке в 2014 году составила 11 миллионов тонн. Добыча газа составила 18 миллиардов кубов. Разрабатывается концепция дальнейшего развития месторождения и основная цель - оптимизация технологического режима эксплуатации и сохранение уровня максимального доходов в пользу республики за время жизни проекта.

Вместе с тем, Президент Нурсултан Назарбаев в ходе февральского расширенного заседания правительства поручил сократить расходы республиканского бюджета на 2015 года на 700 миллиардов долларов. По его мнению, необходимо «проявление жесткой бюджетной политики и экономии во всем, где это возможно. Когда было хорошо, продукты и металлы продавались, мы хорошо жили и расползлись. Тратили налево и направо. Надо жить по средствам. В эти сложные времена надо ужаться немножко. Один из главных элементов антикризисных мер - оптимизация. Предложения и инициативы давайте отложим до лучших времен, а доведем до конца то, что уже начали. Это касается госорганов, акиматов, нацхолдингов и нацкомпаний, госпредприятий», - сказал Н.Назарбаев.

Поручив правительству сократить расходы республиканского бюджета на 2015 год на 700 млрд тенге, Глава государства при этом он отметил, что не должны быть тронуты социальные обязательства перед народом.

«Работу по жесткой бюджетной политике должны провести акимы всех областей, городов, Астаны и Алматы и районы», - сказал в этой связи Глава государства. При этом правительство должно создать резерв для принятия срочных оперативных мер в объеме 250 млрд тенге.

В целом, считает Лидер нации, Казахстан способен выдержать нынешний кризис, который, по его мнению, он будет длиться максимум 2-3 года.

«Кризис - мы говорим, да? А мы опять используем кризис для создания современной инфраструктуры и ввода многомиллиардных активов. В мире будут останавливаться заводы, освобождаться рабочие места, кризисная ситуация, а мы глобально строим Казахстан за это время. В 2007-2009 году кризис был жестким. Но кризисы долгими не бывают. Последний кризис 2007-2009 годов был два года, и этот кризис будет максимум 2-3 года. У нас есть все возможности выдержать, выйти, построить эти объекты более мощными», - сказал Н.Назарбаев.

Казахстан имеет силы, возможности и ресурсы для преодоления кризиса. Все необходимые инструменты поддержки государство предоставляет, средства выделены, условия созданы, необходимо всем немедленно приступить к работе.

Помимо этого, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал изыскать резервы для экономии в ряде крупных проектов, например, в строительстве второй очереди метрополитена в Алматы и проведении зимней Универсиады-2017 в Алматы. Сэкономленные средства планируется направить на финансирование других сфер.

На фоне продолжающегося мирового кризиса Казахстан намерен дополнить программу «Нурлы жол» новыми антикризисными мерами. Глава государства поручил правительству дополнить программу «Нурлы жол» новыми антикризисными мерами - это поддержка отечественного машиностроения, наших экспортеров, подведение инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, увеличение государственной поддержки агропромышленного комплекса, меры по защите внутреннего рынка и другие. Глава государства назвал реализацию программы «Нурлы жол» главной задачей текущего года. Программа направлена на создание эффективной транспортно-логистической инфраструктуры по лучевому принципу от Астаны в 2015-2017 годы. Из Нацфонда выделено около 500 млрд тенге, в том числе 180 млрд будут использованы в этом году.

Аграрный комплекс для Казахстана является одним из важных пунктов экономики. В этой связи Президент поручил увеличить средства на оздоровление АПК до 500 млрд тенге. По мнению Лидера нации, Правительству необходимо продолжить работу финансированию оздоровления субъектов АПК, начатую в 2013-2014 годах. Программой сегодня охвачено 292 субъекта на общую сумму 313 миллиардов тенге. Поэтому, продолжил Нурсултан Назарбаев, учитывая большой интерес к данной отрасли, нужно увеличить сумму до 500 миллиардов тенге. И самое главное, правительству и акимам - принять необходимые меры по своевременному проведению посевных работ.

Глава Казахстана также поставил ряд задач перед Национальным банком, среди которых недопущение резких колебаний курса национальной валюты. Казахстанский тенге находится под давлением из-за резко упавшей цены на нефть и девальвировавшего российского рубля. Достигшие пика девальвационные ожидания привели к переводу большей части депозитов населения и бизнеса в казахстанских банках в иностранную валюту. По оценке ряда экспертов и рейтинговых агентств, Казахстан был вынужден девальвировать тенге, чтобы устранить возникшие дисбалансы. Обеспечение финансовой стабильности в условиях низких цен на нефть, замедление экономического роста должно стать приоритетной задачей Национального банка, считает Лидер нации. Это недопущение высокого уровня инфляции и резкого колебания курса валюты и обеспечение финансовыми ресурсами реального сектора экономики.

Социальный блок всегда находился под пристальным вниманием и опекой государства. Поэтому Казахстан продолжит модернизацию в образовании и здравоохранении. Несмотря на трудности, бюджетные ограничения, Казахстан продолжает работу модернизации образования и здравоохранения - это долгосрочные инвестиции в человеческий капитал, который позволит создать основу для будущего экономического роста.

При этом министерство финансов пообещало, что дефицит республиканского бюджета на 2015 будет повышен до 3% к ВВП. По словам министра Ерболата Досаева, для оптимизации бюджета дано поручение сократить расходы всех центральных исполнительных органов на 700 миллиарда тенге. Также будет повышен дефицит бюджета до 3%. Это - дополнительно 255 миллиардов тенге. То есть общая оптимизация расходов пройдет почти на один триллион тенге. В настоящее время каркасы необходимых параметров корректировки республиканского и местных бюджетов готовы. Главе государства были внесены несколько сценариев развития событий, в основу будет взята среднегодовая цена 50 долларов за баррель. Рост экономики Казахстана в 2015 году предполагается на уровне 1,5%. Эти цифры, конечно, гораздо ниже по сравнению с прошлыми годами, но, по сравнению с возможным падением экономики Российской Федерации до 4-5%, в зависимости от цены на нефть, понятно, что это является достаточно положительной тенденцией для казахстанской экономики. Ранее предполагалось, что дефицит республиканского бюджета Казахстана в 2015 году составит 2,2% к ВВП - 997 миллиардов тенге.

Кризис, с которым столкнулось мировое сообщество в нынешнем году, далеко не первый. Стоит хотя бы вспомнить финансовый кризис, имевший место в 2008 году, который начался с Соединенных Штатов Америки и нанес ощутимый ущерб всему миру. Причиной его возникновения послужила несбалансированная политика кредитования, имевшая последствия в виде банкротства многих крупных банков и последующего обесценивания недвижимости.

Аналитики заранее прогнозировали, что в 2015 году нас ждет глобальный мировой кризис. Что же послужило его предпосылками? В принципе, к сегодняшнему дню в мире накопилось довольно много дестабилизирующих политику факторов. К основным проблемам можно отнести: многочисленные конфликты, возникающие на почве национальной розни. Причем это можно сказать как о Европе (столкновения коренного населения с гражданами, исповедующими ислам), так и о США, где не прекращаются стычки афроамериканцев с представителями властей. Предыдущий финансовый кризис спровоцировал не только ослабление экономики в целом, но и ускорил расслоение населения на классы откровенно неимущих и обеспеченных в финансовом плане граждан. Увеличение количества безработных и бедных граждан повлекло за собой падение спроса на различные услуги и товары. Отсюда снижение роста производства и уменьшение объема налогов, поступающих в бюджеты стран. События, которые можно отнести к разряду геополитических (передел власти в Сирии и Ираке), а также украинский конфликт не могут способствовать стабилизации мировой экономики в целом. Это только те причины, которые отражаются на состоянии мировой экономики в целом.

Помимо них есть ряд предпосылок, которые напрямую влияют на дестабилизацию экономического состояния большинства стран и могут спровоцировать кризис в мире 2015 года. В ряде государств все еще очень доступным является ипотечное кредитование, что провоцирует рост недвижимости и увеличивает число потенциальных заемщиков. К таким странам можно отнести Канаду, Китай и Бразилию. Еще один фактор: необоснованно раздутый фондовый рынок, который практически представляет собой мыльный пузырь. Многие аналитики сходятся во мнении, что цены на фондовом рынке необъективно высоки и если привести их к реальной стоимости, то вероятно падение цен в пределах 35% минимум. А это практически обвал биржи. Растущий кризис в энергетической отрасли, который неминуемо приведет к дисбалансу в экономике множества стран. Связан он с тем, что ряд стран-нефтедобытчиков занижает стоимость нефти.

Нагнетают обстановку и международные рейтинговые агентства, которые присваивают все более низкие рейтинги ведущим корпорациям мира. По мнению этих агентств, сегодня в Америке осталось всего три компании с высоким рейтингом (ААА). Присвоение рейтинга ВВВ повсеместно становится нормой. Ориентируясь на показатели этих агентств, можно считать, что большинство корпораций и концернов сегодня стоят на грани банкротства.

Массовое обнищание большей части населения многих стран способно существенно затормозить развитие новых технологий и еще больше снизить объемы производства практически во всех отраслях. Это касается большинства стран мира. Уменьшение объемов производства повлечет за собой инфляцию и увеличение денежной массы, сработает цепная реакция, которая усугубит мировой кризис 2015.

Сегодня в США, как и во всем мире, растет инфляция, экономический сектор нестабилен. Как же скажется на положении страны кризис 2015 – прогнозы для США? Самая большая проблема для Америки – демографический спад. Коренное население катастрофически стареет, по сути, демографию обеспечивают только эмигранты. Именно они в свое время и обеспечивали объем необходимых для производства рабочих рук в США. Сейчас ситуация изменилась. Эта проблема однозначно скажется на состоянии экономики в целом.

Следует отметить, что в стране порядка 25% населения официально считаются безработными. В США люди целыми семьями живут на пособия, при этом нигде не работают, просто проживают государственный бюджет. Кроме этого, именно в 2014-2015 году значительная часть населения, пострадавшая от предыдущего кризиса, вынуждена обращаться к такому виду сервиса, как бесплатное питание.

Но ситуация в США не настолько мрачная. Все дело в том, что страны мирового сообщества все-таки извлекли уроки из предыдущих событий и сегодня прилагают все усилия для выхода их нестабильности. Финансовая нестабильность в США, ставшая отправной точкой для мирового кризиса 2008 года, оказала сильное влияние на состояние экономики европейских стран. В 2014 году страны Старого Света все еще не оправились от финансовых потрясений.

В Европе растет недовольство действиями политических лидеров со стороны как местного, так и приезжего населения. Речь идет о национальной розни между коренным населением стран и представителями исламского мира, эмигрировавшими в западноевропейские страны. Этот фактор никаким образом не может способствовать стабилизации экономики Европы.

В лице эмигрантов Европа получила большое количество дешевой рабочей силы, чем лишила трудоспособное население своих стран возможности зарабатывать средства к существованию. Кроме этого, приток эмигрантов усилил нагрузку на социальную базу стран, которая и без того уже испытывала дефицит бюджета.

Аналогично событиям 2008 года в 2015 году с большой долей вероятности опять пострадает мировая экономика в целом. События, происходящие сегодня, просто не оставляют шансов для какой-либо страны Европы остаться в стороне от происходящего. А вот какая страна понесет наименьший ущерб, зависит от грамотной и сбалансированной политики каждого государства в частности.

Экономический кризис, который продолжается с 2008 года, уже стал для граждан привычным явлением. Даже пенсионеры свободно оперируют такими понятиями, как изменение цены за баррель нефти. Но резкий скачок курса валют заставил людей призадуматься, что на новый виток вышел кризис 2015, куда вложить деньги, чтобы они совсем не обесценились?

Дальше началось совсем непонятное. Наш народ не знает полумер: если решил вложить деньги, начал вкладывать в совсем непонятные вещи, такие, например, как покупка смартфонов или автомобилей. И все это люди гордо стали называть инвестированием. Смысл инвестирования заключается не в простом растранжиривании, а в четком осмысленном процессе их вложения в определенные активы с целью получения возможной прибыли в дальнейшем. Какую прибыль может принести очередной телефон или иномарка, не совсем понятно. Рассмотрим несколько вариантов.

Классический пример вложить собственные деньги, который используется в периоды финансовой нестабильности: приобретение недвижимости. Если вы купили правильный объект недвижимости, то ручеек финансовых поступлений вам обеспечен. В чем заключается правильное приобретение? Помните, что сегодня на рынке наблюдается спад деловой активности, предприятия малого бизнеса просто вымирают, средний бизнес еще держится, но объемы работ сокращаются.

Те коммерсанты, которые не занимались производством товаров, а оказывали услуги населению (юристы, посредники, компании по подбору персонала) просто исчезают с рынка. Вывод: не стоит приобретать коммерческую недвижимость (офисы, торговые площади или цеха под производство). Вы просто не сможете сдать их в аренду и прогорите на выплате коммунальных услуг. Поэтому в период кризиса лучше вложить деньги в жилую недвижимость (лучше не новостройку, а вторичное жилье) или земельные участки. Квартиру или комнату всегда можно сдать в аренду, а земельный участок использовать для выращивания овощей или последующей перепродажи.

Очень многие стараются вложить деньги в банковские вклады. Помните, что подобная мера скорее поможет сохранить ваши деньги. Много на такой операции вы не заработаете. Размещая деньги на банковском депозите, вы должны знать следующие моменты: чем выше процент по вкладу, тем больше риск. Очень многие банки, отличающиеся невыгодным финансовым положением, пытаются за счет финансовых поступлений от новых вкладчиков поправить состояние и предлагают просто фантастические проценты.

Размещать свободные деньги лучше всего в банках с долгосрочной репутацией. Причем не нужно помещать на один счет в одном банке сразу все. Откройте счета в нескольких банках. По закону средства вкладчиков, размещенные в банке, застрахованы. То есть в случае возможного банкротства финансово-кредитного учреждения, страховая компания обязана возместить вам определенную сумму. Поэтому лучше всего открывать несколько счетов в разных банках.

Куда инвестировать в 2015 году еще оставшиеся средства? Не хотите открывать вклад – оплачивайте образование своим детям или себе лично. Это беспроигрышный вариант. Сегодня многие коммерческие вузы предлагают очень выгодные условия по оплате обучения. Причем, если вы оплачиваете весь курс обучения сразу, то никаких доплат в дальнейшем с вас не потребуют, а ваше чадо будет благополучно учиться и получать образование.

Покупайте драгоценные металлы в слитках. Причем инвестировать можно не только в золото, но и в палладий и серебро. Котировки этих металлов постоянно меняются, но резких колебаний курса практически не происходит.

Драгоценные металлы не обесцениваются так, как валюты различных стран. Они относятся к наиболее стабильным активам. Если вы приобретаете слиток, необязательно забирать его из банка и хранить дома. Оставьте слиток в депозитарии финансово-кредитного учреждения, и вы сэкономите на уплате налога НДС. Вкладывать в различные ювелирные украшения для того, чтобы обеспечить финансовую стабильность, не стоит. Если вы будете вынуждены продавать или сдавать такие вещи в ломбард, их купят по цене золотого лома, то есть в несколько раз дешевле реальной стоимости.

Задумываясь о том, куда инвестировать в 2015 году свои деньги, вспомните о бизнесе. Многие предприниматели сложили руки, некоторые ищут работу в государственных структурах, рынок товаров и услуг стал свободнее. Самое время попробовать свои силы в коммерции. Для этого не нужно вкладывать огромные средства в развитие.

Чем заняться? Это просто. Допустим, купили вы участок земли (речь идет не о шести сотках, а о более крупных приобретениях). Вспашите поле, засадите его картофелем и продавайте осенью по цене, чуть ниже рыночной. Ваши вложения окупятся, это однозначно. Многие люди, задумываясь о том, куда вложить деньги в 2015 году, начинают бессистемно скупать товары, на которые у них хватает средств. Не так давно, например, прошел бум покупки различной электроники (телевизоров, бытовой техники, дорогих телефонов). Не стоит тратить свои финансы и вкладывать их в бесполезную технику или легковые машины.

Вкладывая деньги в третий по счету легковой автомобиль, вы просто выбрасываете их на ветер и не получаете никакой прибыли. Покупая автомобиль, вы приобретаете еще одну статью расходов. Приобретать автотранспорт можно лишь в том случае, если вы планируете с его помощью получать доход. К примеру, стоит приобрести малотоннажный грузовой автомобиль и заняться грузоперевозками. В этом случае ваши затраты довольно быстро окупятся, да и без работы вы не останетесь.

Куда не стоит инвестировать средства? Однозначно в покупку валюты, так как курс валют сегодня нестабилен, и вы вряд ли сможете продать втридорога купленные доллары или евро через несколько месяцев. Не стоит увлекаться куплей-продажей ценных бумаг, если вы не обладаете специфическими навыками и опытом работы на фондовой бирже.

Монетарная политика развитых стран создает условия, схожие с теми, что спровоцировали 80 лет назад Великую депрессию, считает президент Reserve Bank of India Рагурам Раджан. С таким прогнозом Рагурам Раджан выступил на Международной конференции по экономике, которую провела в последних числах июня Лондонская школа бизнеса. Мрачными прогнозами сейчас не удивить. Однако оценки главного индийского банкира следует воспринимать весьма серьезно. Хотя бы потому, что Раджан предсказал кризис 2007-2008 годов еще в 2005 году. Большинство ведущих экономистов тогда отмахнулись от его опасений и оказались неправы.

Веса словам Раджана, считает National Interest, придает и его послужной список. До того, как возглавить главный банк Индии, он, к примеру, работал главным экономистом МВФ и является признанным авторитетом в научном мире.

«Меня беспокоит то, что для ускорения развития экономики мы медленно сползаем в те же проблемы, что существовали в тридцатые годы, - сказал Рагурам Раджан с трибуны лондонской конференции. - Думаю, что это проблема всего мира. Это не проблема только для развитых или для развивающихся рынков. Все значительно шире и сложнее».

Говоря о проблемах, которые ведут к новой Великой депрессии, Раджан имел в виду попытки центральных банков многих развитых стран разгонять развитие экономик после глобального финансового кризиса при помощи очень низких процентных ставок и других схожих мер, т.е. количественного смягчения (QE). К таким мерам прибегают в последнее время центробанки США, Японии и европейских стран.

QE, как магнитом, притягивает кредитные потоки, помогает бороться с высокой безработицей и позволяет сохранять низкий курс национальной валюты, что в свою очередь делает экспорт государства более конкурентоспособным на мировых рынках, а импорт – более дорогим.

Еще одним результатом QE является бегство инвесторов из развитых стран в развивающиеся в поисках более высоких доходов. Журнал The Economist как-то назвал QE «пожарным шлангом», через который развивающимся экономикам поступают деньги. Эта практика создает сильную волатильность. Его воздействие на развивающиеся рынки резко усиливается, когда в развитых странах заканчивается количественное смягчение и инвесторы начинают возвращать домой средства, которые они до этого держали в развивающихся странах. Этот эффект также снижает конкурентоспособность валют стран, не участвующих в QE, и отрицательно сказывается на их экспорте.

Рагурам Раджан опасается, что программы количественного смягчения могут спровоцировать развивающиеся страны предпринимать ответные акции для сохранения их доли на рынках, как это было в 30-е годы прошлого века.

«Проблема заключается в том, - сказал он, - что, пытаясь добиться роста при помощи QE как бы из воздуха, мы не создаем этот рост, а фактически отнимаем его друг у друга».

Раджан не первый раз озвучивает свои тревоги. Он считает, что МВФ должен диктовать правила игры и помогать координировать разные политики. Возглавляя Reserve Bank of India, Рагурам Раджан, конечно, заинтересован в том, чтобы количественными смягчениями пользовались как можно реже, потому что Индия относится к странам, которые наиболее сильно страдают от них. Но справедливости ради следует сказать, что он высказывал эти опасения и до того, как возглавил главный индийский банк.

Через пять лет после начала первой программы финансовой поддержки Греция вновь просит об экстренной помощи. В связи с недавними событиями в Греции газеты вновь запестрели сообщениями о состоянии дел в странах, нуждающихся в экстренной финансовой помощи. Экономисты PwC оценили прогресс, которого удалось достигнуть в пяти странах еврозоны, – на Кипре, в Греции, Ирландии, Португалии и Испании.

Результаты проведенного анализа говорят о том, что Греция, которая стала первым кандидатом на получение финансовой помощи в 2010 году, сегодня снова охвачена кризисом. Для Греции сегодня особенно актуален вопрос установления контроля в сфере капитала. На основании результатов анализа стран, внедривших в период с 2000 года систему контроля за капиталом, аналитики выявили три фактора, которые могут дать хороший результат: 1) прозрачность и последовательность процедур; 2) осторожность на этапе снятия ограничений и 3) крепкий макроэкономический фундамент или создание надежных финансовых институтов.

Ирландия сейчас демонстрирует самые высокие результаты: в третьем квартале прошлого года ей удалось превысить докризисный уровень ВВП. Великолепный результат Ирландии может служить образцом для подражания в плане проведения экономических реформ в периферийных странах. Экономика этой страны в 2014 году выросла на 5,2% в реальном исчислении, и экономисты PwC ожидают, что в этом году ВВП Ирландии вырастет еще на 3,9%. Ирландия стала первой из периферийных стран, получивших экстренную финансовую помощь, ВВП которых превысил докризисный уровень.

Эксперты PwC ожидают, что экономика Испании в этом году продемонстрирует уверенный рост на уровне 3%. Это приведет к постепенному повышению эффективности финансовой системы и дальнейшему снижению доли проблемных кредитов. Кроме того, Испании удается сохранять поступательное движение, явившееся следствием структурных реформ, проведенных в течение последних 12 месяцев, с помощью политики, нацеленной на снижение высокого уровня безработицы в среднесрочной перспективе.

Именно по этим причинам Испания занимает высокое место в рейтинге кризисных стран, получивших экстренную финансовую помощь. Ожидается, что испанская экономика превысит докризисный уровень ВВП в 2017 году. Экономический рост Испании ускоряется на фоне восстановления в банковском секторе и продолжающихся в стране структурных реформ.

Португалия также добилась определенных успехов с момента получения финансовой помощи, однако ее результаты не так высоки, как в Ирландии и Испании. Сейчас португальская экономика испытывает циклический подъем, который начался в 2014 году, впервые с 2010 года. При этом стране все еще предстоит решить ряд проблем структурного характера.

Например, коэффициент соотношения между госдолгом и ВВП Португалии составляет 130 % — это второй по величине результат среди всех стран, получивших экстренную финансовую помощь.

За годы, прошедшие с момента начала антикризисной программы, положение дел в экономике Португалии улучшилось, но наличие большого государственного долга по-прежнему свидетельствует об уязвимости ее экономики.

Кипр обогнал Грецию, переключив свое внимание с реформирования государственного бюджета (следует отметить, что правительство заявило об уверенном первичном приросте ВВП в размере 2,9%) на структурные реформы в области здравоохранения и телекоммуникаций.

Таким образом, в рамках своей программы развития Кипр по-прежнему находится на той стадии, когда продолжение реформ является насущной необходимостью, но достигает при этом достойных результатов.

Помимо этого, эксперты также рассмотрели последние тенденции в сфере бизнес-инвестирования в Германии, Франции, Италии и Нидерландах. Франция и Нидерланды совсем недавно вернулись к своему докризисному уровню, а в Германии и, в особенности, в Италии этого пока не произошло.

Основные изменения в странах еврозоны, за которыми мы будем следить в ближайшем будущем. Политический ответ на «колебания» в ходе переговоров о предоставлении финансовой помощи Греции, особенно в преддверии 20 августа, когда Греция должна выплатить ЕЦБ долг в размере около 3,2 млрд евро. Признаки усиления и роста экономики периферийных стран на момент публикации 14 августа предварительного прогноза показателей ВВП. Подготовка к проведению стресс-тестов банков, запланированного на первый квартал 2016 года. Недавно произошел ряд важных глобальных событий, о которых необходимо знать представителям бизнеса. Относительно уверенный рост экономики США во втором квартале (на 2,3% в годовом выражении) повышает вероятность ускорения темпов роста экономики в последующие месяцы текущего года.

Достигнута договоренность по ядерной программе Ирана, которая может подготовить почву для развития торговли и создания новых рабочих мест в экономике Ирана. Старший экономист PwC Ричард Боксшелл утверждает: «Большой проблемой в долгосрочной перспективе станет высокий уровень государственного, а в некоторых случаях и частного долга. Обеспечение первичного прироста должно способствовать стабилизации уровня госдолга в различных странах. При этом реальные экономические выгоды будут сопряжены с увеличением темпов роста номинального ВВП, в особенности после того, как уровень инфляции вновь вернется к целевой отметке в 2%».

За последние сто лет мировая экономика пережила несколько глобальных экономических кризисов. Нынешний кризис, по оценкам экспертов, является продолжением глобального экономического кризиса 2007-2009 годов. Фундаментальные недостатки действующей глобальной системы, из-за которых и возник кризис 2009 года, остаются неразрешенными и сегодня.

Главным недостатком, отмечают аналитики, является невозможность централизованного регулирования мировых рынков. Другим - опережающее развитие финансовой сферы по сравнению с реальным сектором мировой экономики, из-за чего деньги поступают не в производство, а в спекуляцию на мировых финансовых рынках.

Кроме того, не стоит забывать и про деформацию ценообразования на сырье. По мере возрастания роли биржевого оборота международной торговли, цены на сырье все больше отрываются от таких фундаментальных основ, как себестоимость спроса и предложения. Сырьевые цены стали больше зависеть от количества денег на мировых финансовых рынках и настроения спекулятивных инвесторов.

К еще одному недостатку ныне действующей мировой финансовой системы можно отнести искаженную систему инвестиционных критериев, основанной на необъективных кредитных рейтингах трех международных рейтинговых агентств – Moody’s Investors Service, Standard&Poor’s и Fitch Ratings. В результате средства инвесторов часто идут в некачественные финансовые активы и, наоборот, не могут дойти до перспективных проектов в развивающихся странах. А перекредитованность хозяйствующих субъектов и домохозяйств развитых стран, и растущее затруднение с обслуживанием чрезмерных долгов периодически приводит к кризисам неплатежеспособности заемщиков и череде банкротств.

В результате в настоящее время резко обострилась проблема государственного долга в развитых странах, который увеличился в своих относительных параметрах на десятки, даже сотни процентов. Во многом это стало следствием борьбы с кризисом 2007-2009 года. Поэтому дальнейшее стимулирование мировой экономики путем государственного финансирования и борьба с новым кризисом по старому рецепту сегодня невозможно.

Последствия мирового кризиса имеют как положительные, так и отрицательные черты. Большая зависимость национальной экономики в целом и ее отдельных субъектов от мировых рынков является одним из негативных последствий. Кризисные явления охватили все мировые экономики, и справляться самостоятельно с глобальными проблемами современности будет невероятно трудно. Именно поэтому Глава государства неоднократно заявлял о необходимости интеграции на всех уровнях, поскольку глобализация является одним из приоритетных направлений антикризисных мер.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика