Какие из существующих глобальных трендов сохранятся к середине XXI века, а какие изменятся, и будут ли эти изменения значительными? В связи с этой проблемой участникам исследования Фонда «Посткризисный мир» был адресован вопрос, в каких областях произойдут серьезные сдвиги к 2050 году.
Как выяснилось, ожидания мирового экспертного сообщества в отношении среднесрочных трендов развития человечества можно условно разделить на три блока. Первый блок включает в себя те сферы, где эксперты предполагают значительные подвижки, второй – это зона неопределенности, а третий – процессы и явления, в отношении которых существенных перемен не предвидится.
Более половины участников опроса ожидают бурного развития «тренда многополярности» и, соответственно, перехода ряда развивающихся стран в статус региональных или мировых лидеров. При этом речь будет идти не только о конкуренции «полюсов силы», но и о конкуренции разных моделей развития, которые потеснят западнолиберальную концепцию. Анализ ответов и комментариев экспертов свидетельствует и о еще одном генеральном тренде. Какие бы подвижки в мире ни происходили, время турбулентности и потрясений их не миновало. Нам предстоит глобальное противостояние сразу по целому ряду фронтов, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В стратегии Казахстан-2050 в десятке глобальных вызовов XXI века была названа, в частности, угроза новой мировой дестабилизации, что вновь подтверждает верность сделанных руководством нашей республики прогнозов.
Президент Казахстан верно отметил, что наша задача – максимально содействовать устранению предпосылок конфликтных ситуаций в регионе. А лучший способ стабилизировать Центральную Азию – это внутрирегиональная интеграция. Именно таким путем мы можем снизить конфликтогенный потенциал нашего региона, решить насущные социально-экономические проблемы, развязать узел водно-энергетических и иных противоречий.
Эксперты также отвечали на вопрос, какой путь развития государств в 2013–2050 гг. представляется наиболее предпочтительным – революционный или эволюционный? А какой путь станет наиболее вероятным?
Результаты оказались весьма показательными. Подавляющее большинство экспертов безоговорочно предпочли эволюционный путь развития. При этом в ответах участников опроса неоднократно подчеркивались негативные последствия политических революций и сомнительность их результатов с точки зрения достижения изначально поставленных целей. Более 40% участников опроса ожидают наступления революционных событий в силу разного рода причин: правительства могут «не справиться с управлением» в ситуации проведения необходимых реформ; старая система окажет слишком сильное сопротивление; ситуацию «подстегнет» усиление борьбы вокруг ресурсов на геополитическом уровне; в обществе не обнаружится достойного «противовеса» радикальным идеям и т.п.
Вполне вероятно, что в горизонте будущего до 2050 г. возникнут новые прецеденты реформ в различных странах, по глубине и скорости напоминающие те, что в свое время осуществлялись в Японии и странах – «тихоокеанских тиграх». Очевидно, среди базовых подходов в рамках этих реформ должна присутствовать и ориентация на эффективное встраивание в мировой рынок, и сбалансированное развитие, и сохранение устойчивости и внутренней безопасности.
Подобного рода эволюционное развитие, способное продуцировать изменения революционного характера, предполагает ряд непременных атрибутов.
Во-первых, это наличие прорывных инфраструктурных проектов. При этом речь идет об инфраструктуре в самом широком понимании этого термина.
Во-вторых, революционные изменения в рамках эволюционного развития возможны при особом качестве государственного управления. В этом смысле «эволюция» применительно к общественно-политической сфере означает прежде всего «согласие», когда курс на развитие поддержан не только политической и хозяйственной элитами, но и населением – и подразумевает готовность нести риски и идти на определенные жертвы во имя будущего.
Третьим условием является приоритетное обеспечение роста человеческого капитала. В условиях сокращения доходов в результате кризиса либо изменения конъюнктуры многие страны идут на секвестирование бюджетных расходов за счет образовательных программ или затрат на здравоохранение. Но для страны, реализующей «стратегию прорыва», такой отказ будет означать немедленное падение темпов развития.
Будущее мира будет связано с формированием новых региональных центров мощи, поэтому те государства, которые первыми сумеют провести радикальные реформы и получить впечатляющие результаты, окажутся в несомненном выигрыше в геополитических раскладах нового многополярного мира.
Результаты исследования показали, что к 2050 году в мире может произойти «большой передел», усилится борьба за «место под солнцем». Поэтому Курс-2050, заданный президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, является не просто актуальным и соответствующим мировым трендам, но и жизненно необходимым нашей стране.
Тренд времени – это именно эволюционное развитие, но для развивающихся стран, которые хотят прорваться в первые ряды, нужны революционные реформы в рамках эволюционного развития. Казахстан уже давно и последовательно движется по этому пути. «Эволюция, а не революция» – основополагающий принцип успешного развития нашей страны.
Сформулированный принцип Нурсултаном Назарбаевым еще на заре нашей Независимости, этот принцип становится сегодня актуальнейшей идеей для всего мира. Революционные скачки дискредитировали себя, так как ведут к срыву в хаос. Попытки «консервации» также ведут к плохим сценариям – к деградации. Казахстан всегда выбирал единственно верный путь: эволюционный прогресс, который достигается благодаря принципам, изначально заложенным в казахстанской модели государства и не раз доказавшим свою эффективность.
Поставленные в Стратегии-2050 прорывные экономические, политические и социальные задачи продолжают и развивают этот неизменный курс.
Так, строительство Астаны уже стало образцом прорывного инфраструктурного проекта не только для будущих поколений казахстанцев, но и для многих развивающихся стран. А сейчас в нашей экономике действуют Программа форсированного индустриально-инновационного развития страны, которая обеспечит экономическое развитие и экономическую диверсификацию, а также курс на «зеленую экономику», которая наряду с высокими стандартами производства и потребления обеспечит независимость от мировой конъюнктуры на углеводороды.
Совсем недавно Казахстан вооружился новыми долгосрочными стратегическими приоритетами, которые будут определять развитие страны уже до 2050 г. и послужат ориентирами для кратко- и среднесрочного планирования. Необходимость этих ориентиров объясняется новыми глобальными вызовами и возможностями, которые появились у государства, расположенного в наиболее динамично развивающемся регионе планеты. Позитивные результаты такого планирования налицо.
Долгосрочное планирование само по себе можно рассматривать как своего рода форсайт (т.е. «стратегия предвидения»). Ориентируя нацию на достижение стратегических целей, государство создает вектор согласованного движения, формирует направления для объединения усилий, и уже одно это становится источником конкурентного преимущества, что вновь подтверждают итоги проведенного Фондом исследования.
Таким образом, подтверждается необходимость планирования в долгосрочной перспективе, а здесь республика Казахстан имеет уникальный опыт, являясь мировым лидером в этой сфере. Курс на совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования является принципиально верным. Экспертное сообщество высоко оценило и фактически подтвердило верность выбранной нашей Республикой долгосрочной стратегии развития.
Президент нашей Республики прозорливо поставил задачу развития «зеленой энергетики», предложив создать международную организацию «Зеленый мост», а также начать реализацию проекта Green4 на базе четырех городов-спутников вокруг Алматы. Именно на это он ориентирует выставку ЭКСПО-2017 в Астане. В столице будут представлены лучшие мировые достижения науки и техники. Это даст огромные преимущества нашей республике в будущем.
Диверсификация энергетической сферы станет надежной страховкой для экономики нашей страны, защитив ее от негативных последствий каких-либо возможных глобальных революций в энергетической сфере. Согласно принято Стратегии-2050, к середине века в стране на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходиться не менее половины всего совокупного энергопотребления.